Государственная пошлина размеры и порядок уплаты в гражданском процессе - Юридическое Бюро Advokat-Bondarenko.Ru
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная пошлина размеры и порядок уплаты в гражданском процессе

Государственная пошлина: виды, размеры, порядок уплаты.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной пошлине» государственная пошлина — обязательный и действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Оплате государственной пошлиной подлежат юридически значимые действия, указанные в гл. 25 3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы. Не оплачиваются государственной пошлиной ходатайства, жалобы на определения арбитражного суда, которыми не завершается производство по делу, а также заявление о пересмотре дела в порядке надзора.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина подразделяется на три вида:

Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска.

Простаяпошлинаразмер имеет фиксированный в законе размер.

Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и в соответствии с ценой иска.

Государственная пошлина взимается по искам имущественного характера пропорционально цене иска. По остальным искам и заявлениям неимущественного характера государственная пошлина взимается в твердой сумме.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, уплачивается в следующих размерах (ст. 333 21 НК РФ).

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 4 000 рублей;

3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 200 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 4 000 рублей;

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 4 000 рублей;

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 2 000 рублей;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 2 000 рублей;

9) при подаче заявления об обеспечении иска — 2 000 рублей;

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 000 рублей;

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 2 000 рублей;

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) — 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей;

14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 200 рублей;

для организаций — 4 000 рублей.

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы в рублях в банки (их филиалы).

Ино­странные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

Допускается уплата государственной пошлины за истца (заявителя) другим лицом.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением и квитанцией только с подлинной отметкой банка, которые приобщаются к материалам дела.

Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения.

В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону.

2) возвращения заявления, жалобы и иного обращения судом;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Непосредственно в АПК предусмотрены два основания для возвратапошлины:

Во-первых, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.

Во-вторых, при утверждении арбитражным судом мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Согласно НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует иметь в виду правила НК, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику. Поэтому при наличии, например, какой-либо недоимки сумма излишне уплаченной пошлины может быть направлена на погашение недоимки.

Арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. В этом праве арбитражного суда проявляется необходимость обеспечить доступ к правосудию для лиц, которые в силу самых разных причин не в состоянии уплатить государственную пошлину в полном размере в момент возникновения необходимости реализации своего права на судебную защиту.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по отдельному письменному ходатайству заинтересованной стороны или может быть изложено в иске.

В ходатайстве должны быть приведены обоснования, свидетельствующие, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере с приложением документов подтверждающих это состояние.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государственная пошлина

При установлении размера государственной пошлины государство не стремится за счет таких денежных поступлений в бюджет добиться полного возмещения расходов па обеспечение деятельности суда. Не секрет, что для этих целей объективно невозможно сделать точный расчет размера государственной пошлины. Но главная причина заключается в том, что при установлении размера государственной пошлины государство исходит из приоритета доступности судебной защиты.

В то же время государство не может отказаться от государственной пошлины, потому что госпошлина одновременно выступает в качестве барьера, призванного предотвратить обращение в суд с необоснованными требованиями, т.е. против так называемого сутяжничества.

В силу ч. 2 ст. 88 ГГ1К размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах — таким законодательством на настоящий момент является НК.

В гражданском процессе плательщиками государственной пошлины являются граждане (физические лица) и организации (п. 1 ст. 333.17 ч. 2 НК):

  • — физические лица, потому что кроме граждан Российской Федерации плательщиками госпошлины могут быть иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства;
  • — организации, поскольку кроме юридических лиц (российских и иностранных) плательщиками государственной пошлины могут быть иностранные правоспособные организации, не являющиеся юридическими лицами.

В силу п. 4 ст. 333.18 НК иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3 НК соответственно для организаций и физических лиц.

В соответствии с положениями ст. 45, 333.17 НК плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, т.е. от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты госпошлины заявителем в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (и. 3 ст. 333.18 НК).

По общему правилу государственная пошлина уплачивается лицом до обращения в суд за совершением юридически значимого действия: до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) (подп. 2 п. 2 ст. 333.18 НК). При этом в случае обращения в суд нескольких лиц (например соистцов) государственная пошлина уплачивается ими в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК). Вместе с тем плательщиком госпошлины может выступать ответчик в случае, если решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (ст. 333.17 НК).

При обращении в суд к исковому заявлению (ст. 132 ГПК), апелляционной жалобе (ч. 4 ст. 322 ГПК), кассационной жалобе (ч. 7 ст. 378 ГПК), надзорной жалобе (ч. 6 ст. 391.3 ГПК) должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Если к исковому заявлению (ч. 1 ст. 136 ГПК), апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 323 ГПК) не приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины, суд оставляет соответственно исковое заявление, апелляционную жалобу без движения и устанавливает разумный срок для представления в суд указанного документа. В случае неприложения документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, к кассационной жалобе (п. 1 ч. 1 ст. 379.1 ГПК) и надзорной жалобе (п. 1 ч. 1 ст. 391.4 ГПК), суд возвращает кассационную, надзорную жалобу без рассмотрения.

Размер государственной пошлины зависит от характера заявленного требования. Если требование носит неимущественный характеру госпошлина уплачивается в твердой сумме. Для имущественных требований установлена дифференцированная ставка государственной пошлины в зависимости от цены искау которая определяется в порядке ч. 1 ст. 91 ГПК.

Для того чтобы суд мог удостовериться в правильности расчета государственной пошлины, в своем исковом заявлении истец обязан указать цену иска (п. 6 ч. 2 ст. 131 ГПК). В то же время суд вправе произвести оценку действительной стоимости истребуемого имущества, указанного истцом в иске. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления (ч. 2 ст. 91 ГПК).

По делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размерах, предусмотренных ст. 333.19 НК, при этом минимальная пошлина по требованиям имущественного характера установлена в размере не менее 400 руб., а максимальная — не более 60 тыс. руб.

Читать еще:  Налогооблагаемая база ндфл в 2020 году

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6 тыс. руб.

Вместе с тем зачастую на практике возникают нестандартные ситуации, которые требуют установления особых правил уплаты государственной пошлины. Особенности уплаты госпошлины при обращении в ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены ст. 333.20 НК. В частности, при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и госпошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Изложенное позволяет классифицировать государственную пошлину по следующим видам:

  • 1) пропорциональная — когда ее размер определяется в процентном отношении от цены иска, если требование имущественного характера;
  • 2) простая, когда ее размер определяется в твердой денежной сумме, если требование неимущественного характера или дело неискового производства;
  • 3) смешанная, когда ее размер определяется как сумма пошлин, рассчитанных по требованиям имущественного и неимущественного характера.

При замене по определению суда выбывшей стороны (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается ее правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной. В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, госпошлина повторно не уплачивается.

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, государственная пошлина уплачивается, как и при подаче первоначального иска.

Следование принципу доступности судебной защиты заставляет государство предоставить всем гражданам возможность обращения в суд за защитой своих оспоренных и нарушенных прав и законных интересов и не может отменить государственную пошлину. Для того чтобы неимущие и малоимущие граждане, которые не имеют возможности оплатить госпошлину, не были лишены таким образом права на судебную защиту, государство освобождает их, некоторые другие категории граждан, а также органы и организации, обращающиеся в суд за защитой прав и законных интересов таких категорий граждан, от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 89 ГГ1К льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах, т.е. НК.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются лица, указанные в п. 1 ст. 333.36 НК.

Частично от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются лица, указанные в и. 2 ст. 333.36 НК. Указанные лица при подаче в ВС РФ, суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., указанные лица уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в общем порядке (в соответствии с подп. 1 и. 1 ст. 333.19 НК) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (и. 3 ст. 333.36 НК).

Исходя из имущественного положения истца, суд на основании ч. 2 ст. 333.20 НК вправе освободить его от уплаты госпошлины.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы госпошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины (п. 2 ст. 333.18 НК).

Помимо освобождения от уплаты государственной пошлины, заинтересованному лицу может быть предоставлена отсрочка или рассрочка ее уплаты. В силу ст. 90 ГПК основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, т.е. НК.

ВС РФ, суду общей юрисдикции и мировым судьям, исходя из имущественного положения заинтересованного лица (плательщика), НК предоставлено право не только отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины, но и уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями (п. 2 ст. 333.20 НК).

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется только на основании ходатайства заинтересованного лица, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие его обоснованность (например, справка о размере заработной платы или пенсии заявителя, справка о наличии несовершеннолетних детей или других лиц, находящихся на иждивении у заявителя). Ходатайство об отсрочке (рассрочке) уплаты госпошлины может содержаться в запросе, заявлении, исковом заявлении или жалобе, с которыми заинтересованное лицо обращается в суд за совершением юридически значимых действий, либо может быть изготовлено в качестве отдельного документа и приложено к соответствующим запросу, заявлению, исковому заявлению или жалобе. Отсрочка (рассрочка) уплаты государственной пошлины может быть предоставлена судом на срок до одного года (п. 1 ст. 333.41 НК).

Если истец воспользуется своим правом, предусмотренным в ст. 39 ГПК, то при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в течение 10 дней (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК). На практике иногда судьи не следуют этому предписанию и не заставляют истца доплачивать госпошлину, перенося решение этого вопроса в завершающую часть рассмотрения дела по существу. И если иск удовлетворен, то недоплаченная истцом часть пошлины взыскивается с ответчика. Если в удовлетворении иска отказано, то эта разница взыскивается с истца. Но такой подход не соответствует положениям гражданского процессуального и налогового законодательства. В частности, в ч. 2 ст. 92 ГПК прямо установлено, что при увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины. И наоборот, при уменьшении цены иска сумма излишне уплаченной пошлины возвращается (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и ст. 333.40 НК).

В силу ст. 93 ГПК основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и регулируются ст. 333.40 НК. Например, при отказе в принятии иска или возвращении иска судом госпошлина возвращается. Но вместо этого истец вправе при новом обращении в суд воспользоваться другим положением и просить суд засчитать ранее уплаченную госпошлину в счет подлежащей уплате пошлины с соблюдением правил подсудности (поди. 13 п. 1 ст. 333.20 НК).

Основания для возвращения уплаченной государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК; в этом случае судья должен вынести определение (ст. 104 ГПК и п. 3 ст. 333.40 НК). После этого подается заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения суда (п. 3 ст. 333.40 НК), а дальше налоговый инспектор будет принимать решение с учетом выполнения заявителем налоговых обязательств.

Государственная пошлина: порядок уплаты, виды, размер, порядок возврата

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос» Государственное право Германии. В 2 т. — М.: Институт государства и права РАН, 1994-Т. 2-С. 149.

Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это — денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги) Годме П.М. Финансовое право.— М.: Прогресс, 1978.— С. 392.. Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).

Читать еще:  Образец бюллетеня для голосования собственников жилья

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

  • 1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  • 2) в нотариальные органы;
  • 3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;
  • 4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;
  • 5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
  • 6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
  • 7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.

Порядок уплаты государственной пошлины. При обращении за государственной регистрацией прав, пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия ст. 333.17 НК РФ.

Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. Приложение 1).

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.

Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).

Уплата государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

  • 1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;
  • 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • 3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

  • 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
  • 5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая — акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

Государственная пошлина: порядок уплаты и исчисления

Порядок уплаты государственной пошлины в гражданском процессе

В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Таким законом является Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 333.16-333.42).

При уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (т.е. НК РФ):

  1. льготы (освобождение от уплаты) (согласно ст. 89 ГПК РФ );
  2. отсрочки или рассрочки (согласно ст. 90 ГПК РФ);
  3. возврат (полностью или частично), а также зачет (устанавливаются ст. 333.40 НК РФ).

Указание на ряд особенностей, связанных с уплатой государственной пошлины в различных правовых ситуациях, со­держится в ст. 333.20 НК РФ.

  1. при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
  2. цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;
  3. при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности , а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
    • если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;
    • если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;
  4. при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 НК РФ;
  5. при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
  6. в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
  7. при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами , выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;
  8. в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины , государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;
  9. при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ;
  10. при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
  11. при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
  12. при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
  13. при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления , административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Читать еще:  Втб со скольки лет дает кредит

Государственная пошлина уплачивается в наличной или без­наличной форме

  • лицом, обратившимся в суд общей юрисдикции или к мировому судье до подачи исково­го заявления , заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) (ст. 333.18 НК РФ);
  • ответчиком (в случае, если истец освобожден от уплаты государственной по­шлины, пропор­ционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда ).

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (миро­выми судьями), факт уплаты государственной пошлины платель­щиком подтверждается:

  1. в безналичной форме — платежным поруче­нием с отметкой банка о его исполнении;
  2. в наличной форме:
    • квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо
    • квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется (п. 3 ст. 333.18 ГПК РФ).

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК РФ соответственно для орга­низации и физических лиц (п. 4 ст. 333.18 НК РФ).

Уплаченная банком при обращении в суд госпошлина подлежит отражению на балансовом счете N 60323 «Расчеты с прочими дебиторами»

Сумма госпошлины учитывается на указанном балансовом счете до момента ее возмещения, если судом принято решение в пользу кредитной организации.

В противном случае эта сумма списывается со счета N 60323 за счет сформированного резерва на возможные потери или (при недостаточности резерва) относится на расходы с отражением в Отчете о финансовых результатах по символу 48602 «Судебные и арбитражные издержки».

См. Информацию Банка России от 18.05.2016 «Разъяснение по вопросу, связанному с отражением в бухгалтерском учете государственной пошлины, взимаемой при обращении в судебные органы».

Возврат государственной пошлины при возвращении (отказе в принятии) искового заявления

Согласно Письму ФНС России от 23.10.2017 N ГД-4-8/21383 «О направлении для использования в работе» Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 03.11.2017 возврат государственной пошлины в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ должен осуществляться на основании определения суда об отказе в принятии, либо о возвращении искового заявления в том случае, если в самом определении есть соответствующее указание и решение принято судом на основании положений АПК РФ и КАС РФ.

Это связано с тем, что в соответствующих кодексах (АПК РФ и КАС РФ) есть прямое указание на то, что в определении должны быть указаны основания для отказа в принятии (возвращении) заявления, а также решен вопрос о возврате государственной пошлины.

В ГПК РФ не содержится специального регулирования возврата государственной пошлины, в связи с чем при возвращении или отказе в принятии искового заявления в соответствии с ГПК РФ государственная пошлина подлежит возврату независимо от наличия указания об этом в определении суда.

Порядок исчисления государственной пошлины в гражданском процессе

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика , вправе

  • освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо
  • уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

По искам имущественного характера, подлежащим оценке, размер государственной пошлины исчисляется исходя из цены иска, которая указывается истцом. В соответствии со ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется исходя из:

  1. по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
  2. по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;
  3. по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
  4. по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;
  5. по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
  6. по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
  7. по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;
  8. по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;
  9. по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Цена иска указывается истцом . В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

В соответствии со ст. 92 ГПК РФ основания и порядок доплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера в соответствии со ст. 90 ГПК РФ.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

Государственная пошлина при подаче иска

Уплата и размер госпошлины

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с уплатой государственной пошлины, а также ее размеров, осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ). В соответствии со ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина при подаче иска в суд должна быть оплачена до подачи соответствующего обращения (жалобы, искового заявления, ходатайства и т.д.). Этот порядок действует в отношении всех судов, функционирующих на территории России.

Оплачивать государственную пошлину обязано лицо, которое обращается в суд за совершением юридически значимого действия. Например, при подаче искового заявления пошлина оплачивается истцом. В соответствии с требованиями налогового законодательства госпошлина может быть оплачена в наличной или безналичной форме. Если пошлина была уплачена без применения наличных денежных средств, то подтверждением ее оплаты является платежное поручение с отметкой банка. При оплате пошлины наличными денежными средствами соответствующий факт подтверждается документальной квитанцией.

Далее необходимо охарактеризовать установленные законодательством ставки государственных пошлин при обращении в суды. Наиболее часто граждане и организации подают в суды иски имущественного характера, то есть связанные со взысканием определенной суммы денег или имущества. В этом случае размер государственной пошлины зависит от цены иска: если цена иска до 20000 рублей, то государственная пошлина составляет 4% от цены иска, но не менее 400 рублей. Если же цена иска составляет величину от 20 001 рубля до 100 000 рублей государственная пошлина будет 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 рублей; от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 рублей; свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

Заявления о выдаче судебного приказа облагаются государственной пошлиной в размере 50% от указанных в предыдущем абзаце величин.

Помимо имущественных споров суды рассматривают дела неимущественного характера (например, о выселении, о признании права собственности и т.д.). В подобного рода спорах невозможно определить цену иска, поэтому закон устанавливает единую величину государственной пошлины по таким делам: для граждан – 400 рублей, для организаций – 6000 рублей. Аналогичные размеры пошлины применяются при подаче надзорной жалобы.

В НК РФ установлены особые расценки на оплату государственной пошлины по специальным категориям дел. Можно привести следующие примеры:

  1. иск о расторжении брака – 600 рублей;
  2. административный иск об оспаривании нормативных актов различных органов власти – 300 рублей (для граждан), 4500 рублей (для организаций);
  3. административный иск об оспаривании действий различных органов власти – 300 рублей (для граждан), 2000 рублей (для организаций);
  4. заявление по делу особого производства – 300 рублей;
  5. апелляционная или кассационная жалоба – 200 рублей (для граждан), 3000 рублей (для организаций);
  6. заявление о взыскании алиментов – 150 рублей.

Указанные выше расценки применяются при рассмотрении дел в порядке гражданского и административного судопроизводства. Совершенно иные ставки государственной пошлины действуют при обращении в арбитражные суды в рамках арбитражно-процессуального законодательства по поводу разрешения экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. По искам имущественного характера применяются следующие ставки пошлины:

  • при цене иска до 100 000 рублей — 4% цены иска, но не менее 2 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2% суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1% суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
  • свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей.

Оплата иска в суд

По заявлению заинтересованного лица суд может предоставить отсрочку или рассрочку в оплате государственной пошлины. Причем данное ходатайство должно быть представлено вместе с исковым заявлением и приложенными к нему документами. Ведь, если этого не сделать, то суд посчитает не предоставленной документа об оплате государственной пошлины, что является основанием для оставления искового заявления без движения. В этом случае судья дает истцу срок для исправления недостатков, то есть для оплаты государственной пошлины. Аналогичным образом будет решаться вопрос при не предоставлении документа об оплате государственной пошлины при подаче апелляционной или кассационной жалобы.

При удовлетворении исковых требований истец вправе требовать с ответчика возмещения ему расходов на оплату государственной пошлины. Если же истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то при удовлетворении заявленных им требований с ответчика взыскивается государственная пошлина в пользу бюджета.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector