2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пустующее муниципальное жилье

Пустующее муниципальное жилье

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Администрация сельского поселения является собственником муниципального жилищного фонда. Согласно договору управления многоквартирными домами между администрацией и управляющей организацией управляющая организация оказывает услуги отопления незаселенных (пустующих) квартир муниципального жилищного фонда.
Законно ли заключение договора на возмещение понесенных расходов по отоплению пустующих квартир с управляющей организацией? Не будет ли такой договор нарушать нормы антимонопольного законодательства? Подпадают ли обязательства собственника жилого помещения по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги под сферу действия федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, заключение соглашения о компенсации расходов, о которых идет речь в вопросе, не подпадает под действие законодательства о контрактной системе.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в сферу правового регулирования этого федерального закона входит заключение любых видов гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги для достижения целей этого Закона (ст. 13 Закона N 44-ФЗ). Из ряда норм Закона N 44-ФЗ, в частности из п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона, следует, что понятие услуги в контексте этих норм охватывает более широкий круг отношений, по сравнению с предусмотренными ст. 779 Гражданского кодекса РФ, на нормах которого в том числе основывается этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). По смыслу положений Закона N 44-ФЗ (в частности ч. 1 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 94) и Гражданского кодекса РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном Законе (параграфы 3, 4 и 7 главы 30, главы 34, 37, 38, 39 ГК РФ), под действие Закона N 44-ФЗ подпадают возмездные договоры, по которым заказчик получает представление в натуре, в неденежной форме, и оплачивает его, причем такие договоры, которые заключаются с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, определенным в соответствии с законом. Именно это предоставление и образует предмет договора, который должен заключаться в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.
В силу ч.ч. 1 и 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчики используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент), при этом они не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Способ определения поставщика выбирается заказчиком с учетом положений главы 3 Закона N 44-ФЗ. Закупка у единственного контрагента допускается в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Так, у единственного поставщика допускаются закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) (п. 8 той же нормы). Отметим, что контекст норм п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предполагает непосредственно приобретение услуг — не компенсацию расходов по таким услугам.
В связи с этим отметим, что договоры поставки тепловой энергии заключается между теплоснабжающими (теплосетевыми) организациями. В частности, такой договор заключается между единой теплоснабжающей организацией (покупателем) и теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщиками в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (ч.ч. 4, 5 ст. 13, ч. 3 ст. 15, ч. 11 ст. 23.8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон N 190-ФЗ), п. 45 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее — Правила)). Теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (п. 11 ст. 2 Закона N 190-ФЗ). В рассматриваемом же случае управляющая компания не отвечает признакам теплоснабжающей организации, а заключаемое между сторонами соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки тепловой энергии или договор теплоснабжения (ст. 15 Закона N 190-ФЗ, п. 20 Правил).
Вместе с тем следует учитывать, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). Права и, соответственно, обязанности собственника муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления от имени муниципального образования (п. 2 ст. 215 ГК РФ). Следовательно, орган местного самоуправления (администрация) обязан нести расходы, обусловленные содержанием муниципального имущества (в том числе муниципального жилого фонда), включая расходы на оплату тепловой энергии (услуга отопления). Такая обязанность возникает у администрации в силу закона независимо от того, урегулированы ли отношения по возмещению соответствующих затрат каким-либо соглашением. В отсутствие же соглашения не возмещенные затраты могут быть взысканы в качестве неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2016 N Ф02-2221/16, АС Уральского округа от 14.12.2015 N Ф09-8691/15, АС Северо-Западного округа от 17.09.2015 N Ф07-5549/15).
Таким образом, поскольку возмещение затрат на потребляемые ресурсы (тепло) не является предоставлением от управляющей компании в неденежной форме (управляющая компания сама не оказывает заказчику услуги теплоснабжения), и при этом обязанность по возмещению соответствующих расходов возникает у администрации перед определенным лицом — управляющей компанией, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе, мы полагаем, что заключение государственным заказчиком договора о возмещении расходов по содержанию жилых помещений не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Читать еще:  Ремонт в квартире в выходные

К сведению:
По вопросу об обеспечении тепловой энергией отдельных помещений в здании, владелец которых не являлся стороной договора с теплоснабжающей организацией, представители контролирующих органов высказывали иное мнение, указывая на возможность заключения контракта между этим владельцем (заказчиком) и лицом, заключившим договор теплоснабжения, в частности, в соответствии с п. 8 или п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 14.09.2016 N Д28и-2365, от 19.10.2015 N Д28и-3079).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Возмещение заказчиками по Закону N 44-ФЗ коммунальных платежей третьим лицам;
— Вопрос: Организация владела двумя зданиями, с августа 2018 года она ликвидировалась. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям одно здание («А») передал муниципальному казенному учреждению (далее — МКУ), второе здание («Б») — муниципальному бюджетному учреждению (далее — МБУ). На данный момент возник вопрос по будущему отоплению зданий. Отопление подается в здание «А», где стоит счетчик, здание «Б» отапливается от здания «А» по трубопроводу. В настоящее время подачи тепловой энергии нет. Правомерно ли заключение между МКУ и МБУ соглашения о поставке тепловой энергии в здание «Б»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

29 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как занять пустующую квартиру?

Как занять пустующее муниципальное жильё,прежний съёмщик умер, квартира много лет пустует.

Официально никак не можете. Только временно пожить. Но, УК ведь узнает. Сообщит в администрацию и Вас выселят. Квартира уже причислена к выморочному имуществу.

Спасибо, Вы мне очень помогли!

Обратитесь к собственнику жилого помещения, то есть в муниципалитет. Напишите заявление о предоставлении вам данного жилого помещения по договору коммерческого найма или выкупе.

Спасибо за грамотный ответ!

Есть ли жилье является муниципальным, значит оно принадлежит государству В лице Органов местного самоуправления, распоряжаться этим имуществом, Следовательно, может только собственник. Обращайтесь в органы местного самоуправления по вопросам предоставления вам этого жилого помещения.

Вы имеете право обратиться в муниципалитет который является собственником квартиры с заявлением о заключении договора социального найма на данное жилое помещение.

Пустующее жилье – обуза для бюджета

YKTIMES.RU – Жилищный вопрос по-прежнему остается одним из самых актуальных. При этом в некоторых районах муниципалитеты вынуждены содержать квартиры, в которых никто не живет, пишет газета “ Якутия “.

Миллионы за пустующий жилфонд

Вопрос по оптимизации пустующего жилищного фонда был рассмотрен в начале апреля на выездном совещании парламента и правительства Якутии в Мирном.

По информации замминистра ЖКХ и энергетики РС(Я) Натальи Чукавиной, сегодня республика занимает первое место в стране по количеству ветхого и аварийного жилья, 50% которого составляет деревянный жилищный фонд, где проживает 125 тысяч человек. Кроме того, 28 тысяч семей состоят на учете по улучшению жилья, среди них много инвалидов, молодых и многодетных семей.

По ее мнению, проблему можно решить, создав маневренный фонд и переселив людей из аварийного и ветхого жилья в пустующий жилфонд. Заодно это снизит нагрузку на муниципальные бюджеты, вынужденные содержать квартиры, не имеющие хозяев.

Сегодня в целом по республике насчитывается 1072 таких квартиры. Из них, по данным МинЖКХ, 185 расположены в аварийных домах, в остальных 887 после капитального ремонта люди могут жить.

«Из вышеуказанных 887 квартир 753 находятся в муниципальной собственности и органы местного самоуправления несут затраты по их содержанию. Расходы только на отопление составляют 16 млн рублей в год. Еще 102 миллиона дотируется из государственного бюджета ресурсоснабжающим организациям. Всего в год выходит 118 млн рублей», — привела данные Чукавина.

Отремонтируют и переселят

Читать еще:  Процедура постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Больше всего пустующего жилья находится в городе Якутске, Булунском, Мирнинском и Верхнеколымском районах, где наиболее часто ставятся вопросы по возмещению коммунальных услуг за пустующий жилфонд. Вместе с тем, на наш запрос в департаменте жилищных отношений администрации Якутска ответили, что в городе «отсутствуют пустующие жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, пригодные для переселения жителей».

По подсчетам ведомства, на капитальный ремонт такого жилья в регионе потребуется порядка 300 млн рублей. Данные средства Чукавина предложила предусмотреть в рамках реализации программы по переселению из аварийного жилья, включив в целевое назначение средств не только снос и строительство, но и ремонт пустующего муниципального жилищного фонда.

Одним из вариантов решения проблемы является оптимизация жилфонда, находящегося в собственности муниципалитетов. Например, в поселках Чернышевский и Заря Мирнинского района, переселив людей, высвободили несколько домов, где проживало всего несколько семей. Таким образом местный бюджет экономит 38 млн рублей в год.

По итогам выездного заседания было предложено внести изменения в программу «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018–2022 годы» о мерах господдержки по ремонту пустующих квартир, находящихся в муниципальной собственности.

Проблемный Север

Вопрос о пустующем жилье поднимался в начале года на встрече Главы Якутии Егора Борисова с главами поселений. Особенно остро эта проблема стоит в северных и арктических улусах республики.

Решить ее только за счет заселения в эти квартиры жильцов аварийных и ветхих домов не везде представляется возможным. Если в Якутске и центральных районах можно применить такой подход, то на севере это затруднительно, поскольку численность населения сокращается.

«Пустующее жилье у нас тоже имеется. Пытаемся решить этот вопрос путем оптимизации. В прошлом году расселены два двухэтажных 12‑квартирных дома, где проживало пять семей. Они переселены в одно здание», — сообщили в администрации поселка Нижнеянск Усть-Янского улуса.

В 2017 году расходы по содержанию пустующих квартир составили 1,150 млн рублей. А это ощутимая нагрузка на бюджет. Кроме этого, местные власти возлагают большие надежды на строительство нового жилья, так как из-за климатических условий жилищный фонд имеет большой износ.

По словам главы поселка Угольное Верхнеколымского района Любови Шпарко, на начало 2018 года задолженность перед коммунальщиками по отоплению пустующих квартир составляла 1,2 млн рублей. На сегодняшний день она увеличилась еще на 200 тысяч. Денег в бюджете нет.

«В прошлом году расселили две пятиэтажки и один трехэтажный дом. Сегодня пустующими остаются 4 пятиэтажных каменных дома. В них поддерживается отопление и водоснабжение. Отключить их не могут из-за того, что так устроены инженерные коммуникации. Несмотря на то, что дома стоят закрытыми, в них пробираются хулиганы. В квартирах разбита сантехника, кафель и т. д. Для того, чтобы заселить людей, нужно провести большой ремонт», — говорит Любовь Емельяновна.

Было предложено переселять туда семьи из ветхого и аварийного жилья, но таких домов в Угольном нет. Население в основном пенсионного и предпенсионного возраста.

Жилищный фонд был передан муниципалитету еще в 2006 году, после того, как основное градообразующее предприятие «Зырянский угольный разрез» обанкротилось и перешло в частные руки. С этого времени все расходы по содержанию жилья легли на местный бюджет.

Добавим, что помимо содержания пустующих квартир, есть еще одна проблема — долги перед Фондом капитального ремонта превысили 400 тысяч рублей. Практически все жилье в поселке муниципальное, приватизировано всего восемь квартир.

«Решение проблемы я вижу только в развитии производства. Тогда сюда поедут люди с семьями. Уголь нужен всем, и его в районе много. Вопрос о пустующем жилье ставился во время отчета правительства. Его включили в протокол, но решение пока не принято», — резюмировала глава Угольного.

Муниципальная квартира в РФ 2020: основные законы и понятия

Зайцева Юлия Последние изменения: март, 2020 372

Муниципальная квартира в России является частью жилищного фонда страны. Государственное жилье предоставляется в пользование по договору социального найма. Квартира от муниципалитета может быть приватизирована. В 2019 году программа приватизации жилья продлена на неопределенный срок.

Муниципальная квартира: основные законы и понятия

Государственные или муниципальные квартиры относятся к специализированному жилищному фонду (ст. 92 ЖК РФ). К данной категории принадлежат общежития и служебные помещения. Правовые вопросы жилищного фонда рассмотрены в 9 главе ЖК РФ.

Читать еще:  Ремонт в квартире по выходным закон

Квартиры от муниципалитета предоставляются служащим на период работы, а также гражданам, нуждающимся в жилье на основании ст. 106 ЖК РФ. Правила проживания, расторжения договора найма и выселения установлены статьями 101, 103 ЖК РФ. Основные вопросы приватизации государственных квартир прописаны в ст. 217 ГК РФ, а также в ФЗ № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001.

Правила выделения муниципального жилья

Муниципальный жилой фонд распределяется в порядке очереди с учетом категории льготника. Согласно закону, в первоочередном порядке муниципальное жилье должны получать следующие претенденты:

  • сироты по достижении 18 лет и дети, оставшиеся без родительского надзора (ст. 109.1 ЖК РФ);
  • ветераны ВОВ и боевых действий, военнослужащие по достижении установленного стажа, ликвидаторы аварий на АЭС;
  • беженцы, вынужденные переселенцы (ст. 108 ЖК РФ);
  • жители аварийных зданий;
  • люди, живущие в домах, разрушенных в результате стихийных бедствий, терактов и других ЧС т.д.;
  • люди, проживающие на одной жилплощади с больными, которым требуется дополнительное пространство;
  • семьи, в которых на одного человека не более 10 м.

Для получения жилья гражданин должен встать на очередь, то есть подать в территориальный орган самоуправления документы, подтверждающие право на льготу. Заявления очередников рассматривает специальная комиссия, которая учитывает много факторов, в том числе материальное положение претендентов.

Правила пользования государственным жильем

Во время проживания в муниципальной квартире наниматель обязан соблюдать установленные правила (ст. 101 ЖК РФ). Проведение некоторых ремонтных работ на государственной жилплощади разрешено, но только за счет жильца. Например, можно сделать косметический ремонт, заменить двери, окна, не нарушая план, установить съемные технические средства.

В отношении государственных квартир действует ряд ограничений, прописанных в статье 100 ЖК РФ:

  1. запрет на продажу, субаренду и другие сделки;
  2. жилец не имеет право самостоятельно проводить капитальные работы, для этого нанимается специальная служба;
  3. внутренняя перепланировка проводится только с разрешения муниципальных властей;
  4. вселение родственников осуществляется после подачи заявления. Члены семьи нанимателя указываются в договоре найма.

Если наниматель проводит незаконную перепланировку, муниципальные власти могут оспорить данное решение. В результате жильца обяжут вернуть квартире первоначальный вид или узаконить проведенное строительство. Если муниципалитет инициирует выселение социально незащищенных граждан, то по закону обязан предоставить этим людям иное жилье (ст. 103 ЖК РФ).

Заключение договора с ЖКХ

Наниматель муниципальной недвижимости имеет право на получение коммунальных услуг. Участниками договора об оказании услуг ЖКХ являются две стороны: жилец и коммунальная служба (УК).

Коммунальная служба обязана предоставлять услуги в полном объеме, вести персональный клиентский счет, рассчитывать оплату, проводить ремонтные работы, обнародовать информацию.

На жильца возлагаются обязанности по оплате счетов, выполнению норм по замене счетчиков. Наниматель не должен создавать препятствия коммунальщикам для проверки систем и приборов учета. Если жилец не оплачивает коммунальные услуги в течение 6 месяцев, договор социального найма расторгается, согласно ст. 90 ЖК РФ.

Наследование муниципальной квартиры

Государственная квартира принадлежит органам власти до момента приватизации. Если квартиросъемщик не приватизировал жилье и умер, то оно вернется государству, а затем перейдет иному лицу. Обычно так происходит, когда умирает одинокий жилец. Если на жилплощади были прописаны члены семьи основного нанимателя, то государство не имеет права их выселить. Кроме того, прописанные лица вправе приватизировать жилплощадь.

Если члены семьи не зарегистрированы в квартире, для подтверждения прав на жилье потребуется два документа: завещание нанимателя и распоряжение о приватизации. В таком случае наследники вступят в свои права, получат ордер, переоформят квартиру в собственность. По прямым основаниям муниципальную жилплощадь наследовать невозможно.

Приватизация государственного жилья

На сегодняшний день приватизация является бессрочной. Данное ограничение снято ФЗ № 14 от 22.02.2017 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов…». Но воспользоваться правом могут не все, кроме того, отдельные виды недвижимости нельзя приватизировать.

Право на бесплатную приватизацию гражданин может реализовать только один раз в жизни. Процедура проводится в следующем порядке:

  1. сбор документов, справок, письменного согласия или отказа от каждого прописанного жильца;
  2. подписание приватизационного договора в жилищном отделе местной администрации;
  3. подача договора приватизации с пакетом документов в Росреестр;
  4. получение сертификата, подтверждающего права владения недвижимостью.

С 1994 года дети участвуют в приватизации, при наличии прописки получают долю жилплощади. Допускается выписка несовершеннолетнего при наличии возможности регистрации в другом жилье с оптимальными условиями.

Заключение

Местные власти должны выделять квартиры в порядке, установленном законодательством. Как правило, на бесплатную жилую площадь имеют право государственные служащие, льготники, граждане, проживающие в аварийных домах, беженцы и другие нуждающиеся. Для получения и дальнейшей приватизации жилья необходимо обращаться в территориальный орган самоуправления.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector