Электроснабжение это коммунальная услуга
Электроснабжение это коммунальная услуга
В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области продолжают поступать обращения жителей г. Ульяновска и области на действия Управляющих компаний.
Уважаемые потребители! Управление считает необходимым разъяснить Вам следующее.
Коммунальные услуги — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Электроснабжение – снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
К отношениям между потребителем и исполнителем при предоставлении коммунальных услуг применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту Правила № 354), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1) и других нормативно-правовых актов.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом, Правилами № 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе требования к электроснабжению, а именно: бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года; постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Следует обратить внимание на то, что существует допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания (информацию о наличии резервирующих источников питания электрической энергией потребитель получает у исполнителя); 24 часа — при наличии 1 источника питания.
Примечание. Перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.
Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:
— нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
— вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;
— убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с Правилами № 354;
— моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами № 354.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями Правил № 354 перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354, с учетом положений раздела IX Правил № 354.
За каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354, с учетом положений раздела IX Правил № 354.
Действия потребителей в случаях предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами
— при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу (далее по тексту АДС) устно (в том числе по телефону) или в письменной форме. Сотрудник АДС обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (ФИО), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации;
— исполнитель обязан в течение суток проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг (если причины известны);
— в случае если сотруднику АДС исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения;
— время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время;
— по окончании проверки составляется акт проверки с указанием периода нарушения предоставления коммунальной услуги, один экземпляр которого вручается потребителю;
— в случае непроведения исполнителем проверки в установленный срок потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома (в котором не созданы товарищество или кооператив), и направляется исполнителю коммунальных услуг.
Обратите внимание! Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе № 2300-1, в следующих случаях:
— если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
— если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг;
— если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
— если в АДС отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении; в других случаях, предусмотренных договором.
Но необходимо учитывать, что потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2020
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4
Владелец.ру — сделки с недвижимостью
Бесплатная консультация юристов
Коммунальные услуги: что входит в квитанцию
Все люди, являющиеся владельцами или нанимателями жилья, должны уплачивать средства за услуги ЖКХ. При этом они должны хорошо разбираться в том, что именно входит в эти услуги. Это позволит самостоятельно заниматься расчетами, чтобы выявлять правильность значений, полученных коммунальными службами.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно !
Что такое коммунальные услуги
Важно! Услуги ЖКХ представлены специальными услугами, на основании которых жильцы разных жилых помещений обеспечиваются значимыми и обязательными благами.
Если человек проживает в недвижимости, в которой отсутствует такие коммуникации, то он может обратиться к администрации региона, так как он имеет право потребовать улучшения условий проживания.
Поэтому обязательно комфортное жилье должно быть оснащено определенными элементами:
- санузел, в котором должна быть установлена ванна, туалет и раковина;
- обязательно к помещению подводится отопительная система, причем работать в зимнее время она должна без каких-либо перебоев;
- ко всем помещениям должно быть подведено электричество и установлены европейские розетки;
- непременно к жилью должна подводиться канализационная система.
Все вышеуказанные услуги считаются коммунальными.
Кто выступает плательщиком
Оплачивают услуги ЖКХ разные граждане, причем данное обязательство указывается в ст. 153 ЖК. Плательщиками являются:
- наниматели жилья, которые проживают в квартире на основании договора соцнайма, подписанного с муниципалитетом региона;
- арендаторы разных помещений, причем договор аренды, составленный с владельцем, должен быть официально зарегистрированным;
- граждане, являющиеся членами разных жилищных кооперативов, причем обязательство по оплате услуг наступает с того момента, когда человек получает жилье;
- владельцы квартир и домов, а также комнат и других жилых объектов, обладающие соответствующим св-вом о собственности.
Плата начисляется исключительно на основании сведений обо всех зарегистрированных гражданах. Поэтому учитываются люди, которые прописаны в недвижимости.
При определении размера платы учитываются основные сведения, прописывающиеся в ЖК. Если будут иметься значительные долги по квартплате, то это будет причиной того, что будет сложно продать данный объект, а также банки не будут предоставлять кредиты. Нередко граждане получают даже отказ в оформлении разных льгот или пособий из-за этого.
Что входит в коммунальные услуги
Граждане должны хорошо разбираться в том, что в них входит. К ним относится:
- предоставление жильцам холодной и горячей воды;
- отопление помещений в зимнее время;
- подведение и работа канализационной системы;
- предоставление электричества.
Если дом не подключен к какой-либо вышеуказанной инженерной коммуникации, то можно обращаться с жалобой в прокуратуру, а также можно потребовать от коммунальных служб возмещения ущерба.
Важно! Владельцы или наниматели жилых помещений могут лишиться своего права на предоставление услуг ЖКХ, если не будут своевременно оплачивать их.
Электроэнергия
Снабжающая дом электричеством организация может не обслуживать системы и не следить за тем, какого качества услуги оказываются в доме. Ее основной задачей выступает только предоставление электричества.
Владельцы жилья не могут создавать препятствия для работников фирмы проверять состояние электрических приборов. Не допускается порча пломб или демонтаж счетчика.
Что входит в квартплату, смотрите видео:
Даже если жильцы отсутствуют в недвижимости некоторое время, они должны оплачивать расходы на электроэнергию, которая является общедомовой. При отсутствии счетчиков расчет ведется на основании норм.
Нюансы предоставления воды
Каждый владелец или наниматель жилья имеет право получать горячую и холодную воду, которая при этом должна быть очищена предварительно от вредных микроорганизмов. Данная услуга ЖКХ обладает нюансами:
- в воде должны отсутствовать опасные компоненты;
- допускается прерывать подачу воды на срок, не превышающий 8 часов в день;
- аналогичная схема используется для подачи горячей воды;
- в договоре, составленном с компанией, указывается, какой температуры должна быть горячая вода, причем данный параметр должен находиться в пределах от +40 до +75 градусов;
- оплата производится по нормам или счетчику.
При расчете учитывается количество людей, проживающих в одной жилплощади.
Как рассчитывается отопление
В любом жилом помещении должна устанавливаться температура, которая не может быть ниже, чем +18 градусов. Допускаются перерывы, но они должны быть незначительными. Оплата рассчитывается на основании площади недвижимости.
Плата за канализацию
В квитанциях канализация прописывается как водоотведение. Она представлена неотъемлемой частью водоснабжения. Именно за счет нее отводятся сточные воды из дома. Услуга оплачивается на основании установленных в регионе тарифов.
Вывоз мусора
Расчет учитывает площадь жилья, поэтому возникают у жильцов разные споры относительно этой услуги. Дело в том, что многие люди уверены, что надо учитывать количество жильцов в квартире, а не ее размер. Но пока не было введено никаких изменений.
Управляющие компании должны следить за содержанием площадок и территории рядом с домом.
Как выглядит квитанция на оплату коммунальных услуг?
Плата за ОДПУ
Многие жильцы возмущаются тем, что плата ОДН рассчитывается по нормам, а не по реальным показателям. Поэтому по ст. 157 ЖК требуется пользоваться разными способами для установки в каждом доме и жилом помещении приборов учета. В этом случае расчет будет вестись по их показаниям.
Что может включаться дополнительно
В услуги ЖКХ могут входить дополнительные траты. К ним относится:
Все вышеуказанные коммуникации выбираются гражданами самостоятельно. Но невозможно жильцам отказаться от платы за лифт.
Какие данные содержатся в квитанциях
Для оплаты услуг ЖКХ каждый владелец или наниматель жилья получает от УК специальные квитанции. В них содержатся все сведения о потребленных ресурсах. Прописывается, до какого числа надо оплатить квитанцию.
В квитанции обязательно содержатся сведения:
- тарифы;
- правильно рассчитанные платежи;
- общая сумма, подлежащая уплате.
Какие могут иметься дополнительные данные
Нередко в квитанции прописываются дополнительные сведения. К ним относится:
- номер расчетного счета;
- период, за который составлен документ;
- реквизиты всех предприятий, поставляющих ресурсы;
- сведения о квартире или доме;
- показания счетчиков;
- расчет общедомовых нужд;
- информация о льготах или других послаблениях, которыми могут пользоваться плательщики.
Как прочитать квитанцию на оплату квартплаты, расскажет это видео:
Практически все квитанции оснащаются специальным штрих-кодом, с помощью которого упрощается процесс оплаты.
Какие нюансы могут при аренде
Если человек пользуется помещением на основании арендного договора, то оплата коммунальных услуг оговаривается между владельцем жилья и арендатором заблаговременно. При этом можно выбрать три варианта:
- оплата включается в арендные платежи;
- арендатор сам платит средства по квитанциям;
- услуги оплачиваются жильцами, но этот момент не указывается в соглашении.
Таким образом, коммунальные услуги должны оплачиваться каждым человеком, являющимся владельцем или жильцом любого жилого помещения. Эти услуги представлены в многочисленных видах, которые обязательно прописываются в квитанциях. Документы должны содержать много важных сведений, что позволят проверить правильность начисления оплаты работниками УК.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499 )450-27-46 (Москва)
+7 (812) 317-55-21 (Санкт-Петербург)
Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт
Ежегодное повышение цен на электроэнергию вызывает у жителей МКД немало вопросов. Чтобы ответить на них, управляющая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, должна знать о группах тарифов и их составляющих, влияющих на рост цен. Поговорим об этом сегодня.
Кто устанавливает тарифы для населения
Количество потреблённой электроэнергии измеряется в киловатт-часах или кВт*ч. Один кВт*ч – это количество энергии, которую потребляет устройство мощностью один киловатт (1000 Вт) за один час. Например, бойлер мощностью в 3500 Вт (3,5 кВт) за час работы расходует 3,5 кВт*ч, а за два часа – 7 кВт*ч.
Стоимость 1 киловатт-часа называется тарифом. Он формируется согласно «Методическим указаниями по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 06.08.2004 № 20-э/2.
Цена 1 кВт*ч для отдельного потребителя ресурса зависит от тарифной группы, к которой он относится. Согласно п. 1.1 приказа ФСТ РФ от 24.06.2011 № 303-э, собственники жилых помещений в МКД и исполнители коммунальных услуг включены в группу «население и приравненные к нему категории» (тариф для населения).
Потребители этой группы расходуют электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, а не для получения прибыли. По цене киловатт-часа для населения рассчитывается и плата за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества собственников МКД.
Некоторые нежилые помещения тоже относятся к группе «население» – это помещения бытового характера, например, частные гаражи, бани, сараи и погреба. При этом не имеет значения, кто собственник нежилого помещения – физическое или юридическое лицо.
Нежилые помещения, которые используются в коммерческих целях (аптеки, офисы, магазины, салоны и др.), входят в тарифную группу «прочие потребители» (ст. 27 разд. VI Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2). Цены для «прочих потребителей» заметно отличаются от стоимости киловатт-часа для населения.
Тарифы для населения, согласно ст. 2 разд. I Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2, устанавливает местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Например, комитет по ценам и тарифам или региональная энергетическая комиссия. При определении стоимости киловатт-часа на будущий календарный год тарифная комиссия не может выйти за пределы диапазона, установленного для каждого региона Федеральной антимонопольной службой РФ.
Какие виды тарифов на электроэнергию существуют
Пункт 2 постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 и ст. 27 разд. II Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2 делят население на две тарифные подгруппы:
- Сельское и проживающее в домах со стационарными электроплитами.
- Остальное население – городское и проживающее в домах с газовыми плитами.
Согласно п. 2 ПП РФ № 1444, при определении цены за 1 кВт*ч для первой группы потребителей к тарифу второй группы, установленному органом исполнительной власти, применяется понижающий коэффициент 0,7 (- 30%). Например, при цене для городского населения 3,26 руб./кВт*ч стоимость киловатт-часа для сельского населения и проживающих в домах с электроплитами составляет 2,28 руб.
Стоимость киловатт-часа не зависит от времени суток – весь объём считается по одной цене.
- Дифференцированным по двум зонам суток (двухзонный, день/ночь).
Отдельно фиксируется объём потребления с 07:00 до 23:00 (дневной), с 23:00 до 07:00 (ночной). Цена электроэнергии, потреблённой в ночное время, значительно ниже стоимости кВт*ч днём.
- Дифференцированным по трём зонам суток (пик, полупик, ночь).
Учитывается раздельно потребление в ночные часы (с 23:00 до 07:00), а также в пиковое время (с 07:00 до 09:00, с 17:00 до 20:00) и в «полупик» (с 09:00 до 17:00, с 20:00 до 23:00 часов).
Два последних вида тарификации применяются только при наличии у потребителя многотарифного прибора учёта, установленного в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказом Минпромторга РФ от 21.01.2011 № 57 и др.
Из каких частей складывается тариф для населения
Независимо от вида тариф для населения состоит из четырёх частей (ст. 10 разд. III Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2). Структуру диктует процесс поставки ресурса: электроэнергию а) производят, б) покупают и продают, в) доставляют конечному потребителю, г) весь процесс регулируется инфраструктурными организациями.
Поговорим о каждом слагаемом тарифа подробнее:
1. Стоимость производства ресурса.
В тариф включается стоимость киловатт-часа электроэнергии у производителя (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и др.), который её продаёт на оптовом рынке по свободным ценам.
2. Цена услуг по передаче электроэнергии.
От компаний-производителей до конечного потребителя электроэнергию доставляют сетевые организации. Они на праве собственности или на иных законных основаниях владеют объектами электросетевого хозяйства: линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями, распределительными пунктами и прочим (ст. 3 гл. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
3. Сбытовая надбавка (около 5% от общей стоимости 1 кВт*ч).
У производителей электроэнергию покупают сбытовые компании, а затем продают её конечным потребителям по договорам энергоснабжения. Поэтому в тариф включена сбытовая надбавка – средства, которые необходимы сбытовой компании (РСО) для работы: выплаты заработной платы, создания материально-технической базы, содержания офисов обслуживания и т.д..
Размер сбытовой надбавки определяется органом исполнительной власти на основании расчёта экономически обоснованных расходов, предоставленного сбытовыми компаниями (разд. IV Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2).
4. Инфраструктурные платежи (около 1% от общей стоимости 1 кВт*ч).
Это стоимость услуг организаций, ответственных за управление Единой энергетической системой России и регулирующих рынок электроэнергии: АО «Центр финансовых расчётов», АО «Администратор торговой системы» и АО «Системный оператор Единой энергетической системы» и др..
Составляющие стоимости 1 кВт*ч при цене 2,26 руб./кВт*ч:
Почему тариф на электроэнергию ежегодно растёт
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о слагаемых тарифа на электроэнергию:
- В тариф включена цена за ресурс у производителей. Удорожание его производства влечёт рост стоимости киловатт-часа для потребителей.
- Изношенность электросетевого хозяйства приводит к росту потерь электроэнергии в сетях и требует значительных вложений для их ремонта со стороны сетевых компаний. Увеличиваются затраты на работы на электросетях – растёт стоимость транспортировки электроэнергии, которая входит в тариф. А если сети не ремонтировать, будут происходить аварийные отключения электроэнергии.
Зная основные тезисы законодательства в сфере тарифообразования и структуру тарифа, исполнитель коммунальных услуг по энергоснабжению может объяснить жителям МКД причины роста цены на электроэнергию и особенности применения того или иного вида тарифа при расчётах.
Освещение мест общего пользования, расчет стоимости
Реформирование ЖКХ привело к появлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги новой строки «электроэнергия МОП». Непонимание того, что такое МОП в многоквартирном доме и как рассчитывает сумма на оплату электричества, по сей день вызывает споры и негодования среди жителей многоэтажек.
Понятие освещение МОП
Расшифровывается аббревиатура МОП, как места общего пользования в многоквартирном доме, к которым, в соответствии со ст.36 ЖК РФ, относятся: лестничные площадки, чердаки, подвалы, лифты и лифтовые шахты, коридоры и др. Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним.
Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия. Более простая расшифровка понятия — услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья». Но в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг» произошло выделение электроснабжения в общественных местах МКД, как отдельной услуги.
Кто оплачивает
Расходы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в том числе содержание МОП, согласно ст. 39 п.1 ЖК РФ, несут собственники жилых и нежилых помещений. Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, даже если не проживает на данной территории.
Расчет стоимости освещения
Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:
- Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
- Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.
- Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.
Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями. Оно умножается на установленный в регионе тариф и делится между всеми собственниками, пропорционально их доле в праве общей собственности на имущество. Получается, что площадь помещения в собственности влияет на размер оплаты. Точная формула расчета представлена в приложении №2 к постановлению правительства №354.
Согласно ст. 13 П.5 ФЗ №291 от 04.11.09 «Об энергосбережении» каждый многоэтажный дом до 01.07.2012 г. должны быть оборудован коллективными приборами учета коммунальных ресурсов, куда входит и электроэнергия. Если собственники не сделали это самостоятельно, то до 01.07.2013 г. счетчик устанавливается ресурсоснабжающей компанией.
В соответствии с п.7 ст. 11 этого закона, при строительстве нового многоквартирного дома застройщик должен обеспечить соответствие здания требованиям энергетической эффективности и оснащенности новостройки приборами учета.
В ряде старых домах коллективный счетчик не установлен, поэтому плата за освещение общественных помещений рассчитывается по нормам потребления электроэнергии, установленными в каждом регионе, и распределяется аналогично предыдущему способу. Стоит отметить, что оплата по нормативам предполагает использование повышающих коэффициентов. Такая мера введена для повышения мотивации собственников к установке общедомовых приборов учета.
Проблемы при расчете освещения МОП
Почему проблема освещения помещений, относящихся к местам общего пользования, стоит так остро, ведь жильцы и раньше оплачивали эту услугу в составе другой статьи. До 2012 года сумма за статью «ремонт и обслуживание жилищного фонда» рассчитывалась по тарифу, т.е. была фиксированной.
В настоящее время, имея общедомовые счетчики, используют фактические показания, который могут быть различаются на протяжении года. Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема.
Энергопотери в МКД
Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:
- Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования. Например, отсутствие энергосберегающих лампочек.
- Поломка индивидуального счетчика. Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса. Нередки случаи, когда жильцы дома заведомо не оповещают энергоснабжающую организацию о поломке, применяют специальные устройства для некорректной работы прибора.
- Незаконное подключение к общедомовой сети. Самостоятельное подключение к линии, минуя счетчик, и отсутствие договора с энергосбытом также приводят к неучету ресурса.
- Отсутствие правильной организации съема данных приборов учета в доме. Например, снятие показаний индивидуальных квартирных счетчиков в период с 23 по 27 число месяца, а показаний коллективного – 29 числа, приводят к значительным искажениям данных.
- Неэффективное использование электрооборудования, находящегося в общей собственности (включение освещения днем, сильное ночное освещение)
Обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии электросетей занимается управляющая компания, которой собственники оплачивают работы по содержанию общественного имущества, в том числе внутридомовых электросетей. При ненадлежащем исполнении обязанностей, ведущим к возможным причинам повышения расходов электроэнергии в помещениях, входящими в состав мест общего пользования, жильцы вправе требовать качественное обслуживание и замену оборудования.
Немаловажным фактором возмущения жильцов, связанных с некорректным начислением суммы за электричество, затраченного на освещение мест общего пользования, является так называемая «оплата за соседа». Недобросовестные жильцы передают недостоверные данные, подключаются в обход счетчика и т.д., что и приводит к потерям, которые ТСЖ и УК распределяют среди собственников.
Ответственность за неуплату
На основании договоров с ресурсоснабжающими компаниями, ТСЖ и УК несут обязанность по оплате предоставленных ресурсов, так как относятся к исполнителям коммунальных услуг. Поставщик энергоресурса имеет право подать в суд за неуплату с требованием взыскать задолженность, и суд, в большинстве случаев, эти иски удовлетворяет. В свою очередь, УК и ТСЖ подают иски на взыскание долга с собственника, так как в его обязанностях оплачивать предоставленный ему коммунальный ресурс.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства приносит ряд новшеств, с которыми жители страны не всегда могут сразу разобраться. Появление в квитанции нового пункта «электроэнергия МОП» не стало исключением. Плохая осведомленность населения о том, что из себя представляет эта услуга, приводит к нежеланию ее оплачивать. Каждому собственнику следует знать, что электроснабжение помещений, относящихся к местам общего пользования – услуга, которая существовала всегда, но выделилась в отдельный вид относительно недавно, поэтому обязанность по ее оплате лежит на его плечах. Для разрешения проблем или споров, связанных с предоставлением данной услуги, рекомендуется обращаться в УК.