0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наказание за недостоверные сведения о заработной плате

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

К заявительнице Ч., которая является бухгалтером в управляющей компании, обратился их сотрудник, работающий слесарем-сантехником и попросил предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ для предоставления последней в кредитную организацию для получения кредита. При этом работник просил существенно завысить в справке его доходы, чтобы получить желаемую сумму кредита, одновременно утверждая, что проблем с выплатой кредита у него не возникнет.

Заявительница спрашивает: какие риски ответственности имеются для управляющей компании как работодателя обратившегося к ним работника, а также риски руководителя и её лично, если она выполнит просьбу работника.

Ответ юриста.

По смыслу пунктов 4, 6 статьи 226 НК РФ, работодатель как налоговый агент обязан удерживать и перечислять сумму налога на доходы физических лиц.

Статьей 123 НК РФ за невыполнение обязанности по удержанию или перечислению соответствующих налогов в установленный законом срок предусмотрена ответственность работодателя в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Сведения об официальных размерах сумм налога и, соответственно, о размере заработной платы работников в налоговых органах имеются и по общему правилу не подвергаются сомнению. Также, в силу пункта 1 статьи 102 НК РФ, данные сведения относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну. Более того, статьями 13.14 КоАП и 183 УК РФ предусмотрена, соответственно, административная и уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.

С учетом этого, в соответствии с действующим законодательством, взаимодействие кредитных организаций и налоговых органов, в частности при проверке платежеспособности работника перед выдачей кредита, возможно лишь в одностороннем порядке (т.е. предоставление сведений от кредитных организаций налоговым органам). При этом, налоговый орган во всех случаях несоответствия размеров дохода в представленных работодателем сведениях и сведениях, полученных от третьих лиц, будет исходить из того, что работодатель не в полном объеме удерживает и перечисляет сумму налога.

Согласно Введению к «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, «В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений .».

В соответствии с частью 3 указанной Концепции, « К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная .».

Таким образом, информация о размере заработной платы, полученная налоговым органом из кредитной организации или от самого работника, относится к информации, полученной из внешних источников, и может служить основанием для проведения налоговой проверки.

При выдаче справки с «завышенными» доходами определенные риски для работодателя существуют и в рамках трудовых отношений с работником. П редоставление работником указанной справки в налоговый либо иной контролирующий орган (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) может послужить основанием для проведения соответствующей проверки. Более того, в рамках проведения проверки в отношении работодателя, работник может помимо представления справки с «завышенными» доходами, лично дать свидетельские показания.

Также, имеют место риски обращения работника с соответствующим заявлением по факту невыплаты заработной платы или выплаты ее части в неофициальном размере в инспекцию по труду, уполномоченную осуществлять контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства, обеспечения трудовых прав работников . При этом, выданная работодателем справка с «завышенными» доходами может стать подтверждением доводов работника. По результатам обращения работника государственный инспектор труда в пределах своих полномочий осуществляет мероприятия по установлению и подтверждению факта нарушения трудового законодательства. Ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ, которой предусмотрены санкции в виде административного штрафа, административного приостановления деятельности, дисквалификации.

Кроме того, в целях признания судом решения работодателя об отстранении работника или увольнения его незаконным работник вправе обратиться в суд. В силу статьи 234 ТК РФ, «Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.».

В соответствии со статьей 394 ТК РФ, «В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.».

Таким образом, при принятии судом решения о восстановлении работника на работе при расчете среднего заработка для оплаты времени вынужденного прогула работником может быть представлена справка о доходах, размер которых был изначально завышен.

Таким образом, выдача справок с «завышенными» доходами также может привести для работодателя к проверкам со стороны контролирующих органов и возникновению иных неблагоприятных последствий в виде материальных и временных затрат в случае, если работник воспользуется данной справкой и обратиться в суд, прокуратуру, инспекцию по труду.

Что касается личной ответственности заявителя и директора их управляющей компании, то необходимо также отметить, что выдача подобной справки о доходах теоретически может рассматриваться как содействие в незаконном получении кредита, что охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 159.1 УК РФ.

В силу части 1 статьи 159.1 УК РФ, под мошенничеством в сфере кредитования понимается хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. В зависимости от квалификации наказание может заключаться в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работах, лишении свободы.

Следует отметить, что уголовная ответственность носит личный характер, юридическое лицо не является субъектом уголовного права. В каждом конкретном случае, как правило, руководитель или главный бухгалтер будут нести ответственность в качестве организатора или пособника совершенного преступления. При этом, представляется, что со стороны работодателя отрицать свою информированность о том, что сведения в справке о размере доходов его работника, являются недостоверными, будет затруднительно. Однако, в данном случае, на пути правоохранительных органов стоит неразрешимая практически задача – доказать общий умысел с работником именно на хищение денежных средств. Судебной практики привлечения к ответственности по статьям 33 (норма о соучастии) и 159.1 УК РФ руководителя или главного бухгалтера, предоставившего работнику справку с «завышенными» размерами доходов, не сложилось.

Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 159.1 УК РФ, близок с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.11 КоАП, за незаконное получение кредита. Однако, отрасль административного права такого института, как соучастие не содержит, в связи с чем риска понести административную ответственность совместно с работником для работодателя не имеется.

На основании изложенного, при решении вопроса о выдаче работнику справки о доходах в «завышенных» размерах, Ч.ой Т.А. с учетом приведенных рисков было рекомендовано обязательно учитывать в первую очередь характер сложившихся отношений с работником, а также цель предоставления справки, размер суммы планируемого кредита и ежемесячных платежей, разницу между «завышенными» доходами и официальными.

Соболев Алексей Владимирович,

юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика», тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su

Консультация дана в ноябре 2014 г.

Штрафы за недостоверные индивидуальные ПФР-сведения: когда грозят и в каком размере

Внимание

Взыскать со страхователя штраф по Закону № 27-ФЗ ПФР может только через суд ст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ .

За ошибки в индивидуальных сведениях (ИС) о застрахованных лицах Фонд может оштрафоват ь ст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ . Штраф составляет 10% от причитающихся в ПФР платежей за отчетный (расчетный) период по работнику, в ИС которого была допущена ошибк а п. 16 Информационного письма Президиума ВАС от 11.08.2004 № 79; Письмо ПФР от 28.06.2006 № КА-09-26/6784 . Причем наложение штрафа не зависит от того, уплачены ли взносы. Посмотрим, за что конкретно привлекают к ответственности. Ведь предупрежден — значит вооружен.

Отчетность → уведомление об ошибках → штраф

Итак, вы направили ИС и РСВ-1 в ПФР, а через некоторое время вам пришло уведомление из Фонда об ошибках. В нем указан срок на их исправление — 2 недели. Почему именно такой срок?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если вам пришло от ПФР извещение о непринятии отчетности (отрицательный протокол), в котором должны быть перечислены ошибки, это значит, что отчетность, представленная в текущую отчетную кампанию, не принята и указанные в ней взносы не могут быть включены в лицевые счета. Не принятые ПФР отчеты с ошибками подлежат исправлению в рамках отчетной кампании. Поэтому при получении такого уведомления страхователь должен направить исправленные сведения в указанный в нем 2-недельный сро к п. 41 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н , не дожидаясь окончания текущего отчетного периода.

Читать еще:  Увольнение по состоянию здоровья как оформить по закону

Если страхователь сам обнаружил ошибку в успешно сданной отчетности, то сдать корректирующие формы он может с очередной текущей отчетность ю ” .

Кем выявлена ошибка — это важно. Как-то раз ПФР решил привлечь организацию к ответственности за недостоверность сведений, притом что некорректные данные обнаружила сама компания и представила корректировки вместе с текущей отчетностью. Суд предсказуемо отказал Фонду во взыскании штрафа, поскольку вины за страхователем не увиде л Постановление ФАС ЗСО от 14.12.2011 № А27-6335/2011 .

Итак, вы получили требование об устранении ошибок. Далее все зависит от того, уложитесь ли вы с исправлением в 2 недели либо нет.

ВАРИАНТ 1. Исправленные сведения представлены в течение указанных 2 недель. Тогда штрафовать вашу организацию не за что. Соблюдение этого срока исключает ее вин у Письмо ПФР от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 . И у вас однозначно будет больше шансов доказать неправомерность штрафа в суде, если его все-таки предъявя т Постановление ФАС СКО от 02.08.2012 № А63-8401/2011 .

ВАРИАНТ 2. Исправленные сведения представлены позже чем через 2 недели. Тогда, как показывает судебная практика, ПФР может вменить вашей организации одно из трех нарушений.

За опоздание с исправлением отчетности ПФР может оштрафовать по одному из трех оснований на свое усмотрение

НАРУШЕНИЕ 1. Несвоевременное представление корректировок. Однажды в такой ситуации суд поддержал ПФР Постановление ФАС СЗО от 20.07.2012 № А56-45585/2011 . Но было и такое, что судья не удовлетворил требование о взыскании штрафа, обосновав это тем, что первоначальный вариант отчетности, пусть и с ошибками, был представлен воврем я Постановление ФАС ВСО от 18.01.2012 № А19-13314/2011 .

НАРУШЕНИЕ 2. Непредставление сведений в срок. ПФР считает, что подачу некорректных данных представлением отчетности признать нельзя. Поэтому датой представления отчетности считается день, когда страхователь направил в Фонд достоверные сведения.

В большинстве своем суды не соглашаются и с такими претензиями Фонда, указывая, что:

  • если первоначально сведения были представлены вовремя, то штрафа быть не должно. Поскольку ошибки в отчетности и их неоднократное исправление не имеют значения для привлечения к ответственности за нарушение срока представления ИС. А несвоевременность представления и недостоверность сведений — два самостоятельных нарушени я Постановление ФАС ЦО от 17.09.2012 № А23-193/2012 .

Хотя однажды суд встал на сторону Фонда в ситуации, когда вовремя была представлена отчетность с неполными сведениям и Постановление ФАС ЗСО от 25.07.2012 № А46-13544/2011 ;

  • сдача корректировок по требованию Фонда позже срока, установленного для представления отчетности, — это не нарушение. А то, что ПФР принимает отчетность только с исправленными сведениями, не доказывает просрочку со сдачей ИС Постановления ФАС ЦО от 14.02.2012 № А08-2656/2011; ФАС УО от 09.07.2012 № Ф09-4963/12; ФАС ВСО от 18.09.2012 № А19-266/2012 .

НАРУШЕНИЕ 3. Представление недостоверных сведений. По мнению ПФР, именно их изначально представил страхователь. Суды не поддерживают такую позицию Фонда и отмечают, что:

  • уточнять и дополнять ИС по согласованию с Фондом страхователь имеет право и если недочеты и ошибки были исправлены, то недостоверными сведения признать уже нельз я ст. 15 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ ; Постановления ФАС УО от 17.01.2012 № Ф09-9077/11, от 21.08.2012 № Ф09-7273/12, от 28.12.2011 № Ф09-8597/11 ;
  • штраф за недостоверность неприменим, если, несмотря на ошибки в представленной информации, можно понять, какие сведения относятся к конкретному застрахованному лиц у Постановление ФАС ВВО от 22.10.2012 № А28-2360/2012 .

Отчетность → сразу требование об уплате штрафа

Случается и такое, что после сдачи отчетности никакие уведомления об ошибках и требования об их исправлении не приходят. Зато спустя какое-то время вы получаете «предложение» от ПФР добровольно уплатить штраф. Например, специалисты Фонда нашли расхождения в формах РСВ-1 и АДВ-6-2 или расхождения между сведениями в отчетности и данными самого Фонда о страхователе, к примеру, по платежам. Вот они и приходят к выводу, что организация представила недостоверные сведения.

Суды отмечали, что штраф за недостоверность неприменим, если:

  • страхователь не исправил свою отчетность, потому что от него этого не требовали. При этом сотрудники Фонда вправе сами скорректировать сведения и постфактум уведомить об этом организаци ю п. 41 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н; Постановление ФАС ЗСО от 13.07.2012 № А27-14147/2011 ;
  • расхождения в суммах уплаченных взносов возникли из-за ошибок в ИНН и КПП получателя при заполнении платежного поручени я Постановление ФАС СЗО от 02.05.2012 № А56-49298/2011 .

В другом деле ПФР решил привлечь организацию к ответственности потому, что та несколько раз направляла сведения за один и тот же период и последний вариант отчетности с корректными данными был принят Фондом по истечении срока для ее сдач и Постановление ФАС МО от 26.07.2012 № А41-40734/11 . Не выставляя ей никакого требования об исправлении ошибок, отделение ПФР сразу выписало штраф за несвоевременное представление ИС. Суд поддержал страхователя, отметив, что отчетность с ошибками была направлена в ПФР в срок, а за недостоверность данных общество не привлекалось.

Ошибки в сданной отчетности могут всплыть не только благодаря внимательности ПФР или страхователя. Однажды суд поддержал Фонд при наложении штрафа на страхователя за неверное указание в ИС периода работ ы Постановление ФАС ЗСО от 10.10.2011 № А27-15044/2010 . Тогда о некорректных сведениях стало известно из жалобы работника, чьи права в сфере пенсионного обеспечения оказались ущемлены.

Ошибки в ИС + занижение базы = два штрафа

Если вы не только исказили ИС, но и занизили базу для начисления взносов (что можно выявить только при выездной проверке) и, как следствие, их недоплатили, то организацию могут привлечь к ответственности еще и по Закону № 212-ФЗ ст. 47 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ . То есть ПФР может взыскать со страхователя два штраф а Постановления ФАС ПО от 06.03.2012 № А12-10291/2011; ФАС УО от 09.08.2012 № Ф09-5966/12 . А штраф по Закону № 212-ФЗ варьируется от 20 до 40% от неуплаченной суммы взносо в ст. 47 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Но если вас пытались уличить в занижении базы по страховым взносам, а вы доказали, что занижения не было, то никакие штрафы на вас накладывать не имеют права, в том числе и за недостоверность сведений по Закону № 27-ФЗ. Потому что вы не обязаны представлять в ПФР сведения о выплатах работников, которые не облагаются страховыми взносам и Постановления Президиума ВАС от 02.10.2012 № 7828/12; ФАС ЗСО от 05.10.2012 № А27-241/2012 .

Расхождения в РСВ-1 и персонифицированной отчетности еще не означают недостоверность сведени й Постановления ФАС УО от 03.07.2012 № Ф09-5462/12, от 26.06.2012 № Ф09-5207/12 . А если ПФР не доказал недостоверность сведений, то не было и нарушения, а значит, не может быть и штрафа.

Чем рискует бухгалтер, выдавая фиктивную справку

Одно дело, когда заработная плата не соответствует запросам сотрудников, и совсем другое, если она мешает реализации определенных целей. Рискует ли бухгалтер, если выдает такую справку?

В чем толк?

С помощью справок, в которых указаны неверные сведения о доходах, сотрудники компаний могут получить кредит, пособие, льготу, скрыть часть средств от кредиторов. Одному требуется завысить доход, другому – занизить. Просьбы выдать документ с указанием необходимой суммы поступают бухгалтерам постоянно, при этом редкая организация имеет четкую политику относительно этого вопроса. Есть ли риск для бухгалтера, если он идет навстречу работнику и выписывает бумагу с недостоверным указанием доходов? Насколько часто государственные служащие обнаруживают ошибку и что предпринимают в этом случае? Опасность, которая подстерегает бухгалтеров, выдающих липовые справки, обсудили наши эксперты.

Юлия Перова, налоговый инспектор:

– У организации или ведомства, получающего справку с недостоверными сведениями о доходах сотрудника, есть вся необходимая информация для того, чтобы ее проверить. Указана компания, выдавшая документ, и сотрудник, получивший его. Во время принятия решения в пользу гражданина, обратившегося с просьбой о предоставлении кредита, банку не составит особого труда установить достоверность сведений о заработной плате, которые содержатся в поступающих в кредитную организацию документах. Причины, по которым отсутствует процесс проверки данных о доходах, мне неизвестны. Возможно, просто нет механизма внутри кредитной организации, предписывающего обязанность проводить анализ данных, которые представляют граждане, рассчитывающие получить кредит.

Достоверные справки о доходах физических лиц в налоговом органе есть. Но не выстроен процесс взаимодействия с кредитными организациями – нет документов, в которых было бы прописано, куда именно необходимо обращаться банку для проверки данных, которые могут найтись как в местном налоговом органе, так и в федеральной базе данных.

Читать еще:  Когда проводится целевой инструктаж по охране труда

Инспекция не ставит перед собой такой задачи – перепроверять документы, которые компании выдают своим сотрудникам для представления в банки и другие организации. В ИФНС есть сведения об отчислении налогов на доходы физических лиц, эти данные приходят от работодателей, и мы не подвергаем их сомнению и не проверяем, передавалась ли в другие инстанции информация, не соответствующая реальным поступлениям налогов. Но если по обращению какого-то государственного органа или кредитной организации будет выявлено нарушение законодательства, к которому относятся и липовые справки, в отношении компании, выдавшей документ, может быть начата проверка.

Анализируем риски

– Я не слышала о большом количестве выявленных в этой области нарушений. К сожалению, это совсем не означает, что выдача справок с недостоверными сведениями безопасна. В нашем государстве часто случается так, что на определенные нарушения какое-то время закрывают глаза, а потом приходит распоряжение «сверху», и по инициативе правительства или президента РФ начинается активная работа по пресечению незаконной деятельности и массовые проверки. Поэтому если будет дано указание о начале выявления «черных доходов» граждан по всем имеющимся источникам, то в ход пойдут и справки о доходах, которые были даны гражданам для различных целей. Тем более что их несложно использовать в качестве вспомогательного инструмента при различного рода мероприятиях правоохранительных органов или налоговиков, так как документ содержит полную информацию об организации, выдавшей его, и о сотруднике, который использует данную справку в своих целях. Поэтому документ, содержащий недостоверные цифры, может оказаться бомбой замедленного действия. Есть риск, что она сдетонирует, когда человек, которому она выдавалась, уже уволился из компании, но бухгалтеру придется нести ответственность за этот документ.

Наиболее востребованными являются справки с завышенными доходами, которые необходимы работникам для получения кредитов. При этом суммы, отраженные в документах, вполне возможно, показывают реальный заработок человека, но при этом часть его может быть неофициальной. Такие справки могли бы привлечь интерес налоговых органов, но так как никакого распоряжения на проверку им никто не отдавал, фальшивые документы так и остаются «в тени». У банков, которые собирают сведения о доходах, нет острой потребности в том, чтобы перепроверять, дутые там цифры или нет. Вероятность завышения доходов или включения в справку «серой» части заработка существует. В связи с этим у банка появляется риск невозврата выданных денег. Но эти риски кредитная организация закладывает в процентные ставки, поэтому в банках, где для получения денег требуется максимальная документальная подтвержденность дохода, ставки более низкие. Таким образом, кредитные учреждения нашли свой способ страховки при кредитовании, даже если в документах на кредит содержатся сведения о доходах, не соответствующие действительности.

Подвела случайная выборка

Олег Непомнящий, главный бухгалтер столичной компании:

– Выдача таких справок была распространена раньше; сейчас это становится практически невозможным, потому что есть инструменты, позволяющие проверить достоверность доходов физического лица через Пенсионный фонд. Анализ проводится не по всем документам, а выборочно, но так как алгоритм отбора неизвестен, уважающая себя компания не будет рисковать своей репутацией. Если банки настроены лояльно по отношению к своим клиентам, так как у них есть заинтересованность в выдаче кредитов и получении прибыли, то центр занятости старается проверять максимальное количество поступающих сведений. Поэтому если раньше сотрудник мало зарабатывал, но при этом не дотягивал до получения льгот, бухгалтер выдавал ему бумаги с необходимым занижением доходов. Никакого риска для бухгалтера и работника это не создавало, теперь же проверка сведений свела на нет этот вид мошенничества.

Компании все реже рискуют выдавать своим сотрудникам липовые справки, потому что это может обернуться большим скандалом. Если сведения о наличии документов с недостоверными суммами доходов дойдут до налоговой, это может грозить определенными препятствиями: инспектора не примут к зачету документы, назначат штрафы или даже проведут выездную проверку. Причем именно бухгалтер сейчас в первую очередь несет ответственность за незаконные действия, во вторую – генеральный директор.

Организации, которые действуют не очень осторожно, «делают» своим сотрудникам справки с не верными сведениями о заработной плате, потому что проверке подвергают далеко не все документы. Шанс, что неправильно указанные доходы не заметят, очень велик. Нет достаточной практики работы с выявлением документов такого рода; очень сложно спрогнозировать последствия. На моей прежней работе одному из сотрудников была выдана липовая справка с заниженной суммой доходов для получения пособия. Когда все вскрылось, бухгалтер, по доброте душевной» выдавший эту липу, был уволен».

Принимаем на веру

Дина Сверчкова, юрист:

– Завысить сумму заработка в справке чаще всего сотрудники просят в качестве подтверждения платежеспособности для получения кредита, иногда – для получения иностранной визы. Занизить сумму дохода иногда бывает выгодно, если у работника имеются непогашенные долги – например, займы или алименты. В суде или в службе судебных приставов-исполнителей такая справка позволит должнику растянуть свой долг на годы. Хотя злостное уклонение от погашения долга по кредиту статьей 177 УК РФ признается преступлением, но отвечает по нему лишь то лицо, которое получало кредит. Бухгалтер, если он и «поучаствовал» в получении денег от банка посредством выдачи справки с недостоверным указанием дохода, не несет ответственности по этой статье.

Находятся и бухгалтеры, и руководители, с легкостью выдающие документы с любыми цифрами, не имеющими к реальным доходам никакого отношения. Чем для них может обернуться эта противоправная деятельность, кроме угрызений совести? За недостоверность сведений в справке по форме 2-НДФЛ налоговые инспекторы вправе оштрафовать главбуха на 300–500 рублей по пункту 1 статьи 15.6 КоАП РФ. Однако эта норма закона распространяет свое действие исключительно на представление справок в налоговые и таможенные органы; на выдаваемые в прочие организации и учреждения документы действие статьи не распространяется.

Отсутствие штрафных санкций в отношении должностных лиц, готовых направо и налево выдавать не отвечающие действительности документы, еще не означает, что риски при этом сведены к нулю. В нескольких регионах налоговые органы проявили повышенный интерес к справкам о доходах, которые представляли россияне для получения визы на посещение иностранных государств. Не вдаваясь в нюансы выдачи таких фиктивных бумаг с завышенной суммой доходов, налоговые инспекторы признавали их подтверждением истинных заработков и доначисляли НДФЛ недобросовестным физическим лицам по таким документам, а заодно и 20-процентные штрафы по статье 123 с организации как налоговому агенту.

При выдаче справки о доходах с недостоверными данными для получения кредита бухгалтер не может не понимать, что на самом деле сумма займа с процентами может оказаться для работника неподъемной; а значит, бухгалтер в определенных обстоятельствах может оказаться соучастником преступления – незаконного обогащения.

Причем факт выдачи документа с завышенными доходами может всплыть уже после увольнения работника по инициативе администрации, если он решит восстановиться на работе и отменить незаконное увольнение. При судебном решении в его пользу выходное пособие или вынужденный прогул придется оплачивать по среднему заработку – то есть опираясь на ту самую заведомо полученную сотрудником справку, цифры в которой были взяты с потолка.

Ирина Голова, эксперт журнала «Расчет»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Что ждет работодателя, если работник представил поддельную справку о зарплате?

Комментарий к Постановлению АС ВСО от 29.10.2018 По делу N А19-22983/2017.

Претензии проверяющих.

В Постановлении АС ВСО от 29.10.2018 по делу № А19-22983/2017 рассматривался следующий спор. ФСС провел выездную проверку с целью контроля правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (выплаты по больничному листу, пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком). В отдельных случаях было выявлено необоснованное завышение размера выплаченных пособий в связи с тем, что в справках, предоставленных сотрудниками с места работы у предыдущего работодателя, содержались недостоверные сведения. В частности, по информации, имеющейся в распоряжении инспекторов ФСС, средняя заработная плата (с которой уплачивались страховые взносы) сотрудников составляла от 3 333 до 5 458 руб. в месяц, в то время как в представленных справках значились суммы среднего заработка от 16 800 до 21 166 руб. На основании изложенного проверяющие пришли к выводу, что представленные справки не могут служить основанием для начисления пособий по обязательному социальному страхованию.

Напомним

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности определен Законом об обязательном социальном страховании и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с названными документами в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Не входят в расчет выплаты, не облагаемые страховыми взносами, перечисленные в ст. 422 НК РФ.

Читать еще:  Как правильно уволиться с работы по собственному желанию

В случае если работник проработал в учреждении менее двух лет (менее расчетного периода), для назначения пособия он вправе предоставить работодателю справку (справки) о сумме заработка с места (мест) работы (службы) у другого работодателя (у других работодателей).

Справку можно проверить.

Бухгалтер должен знать, что при возникновении сомнений в подлинности справки и (или) достоверности содержащихся в ней сведений работодатель может направить соответствующий запрос в территориальный орган ФСС (п. 2 Порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 № 20н). Запрос направляется любым удобным способом: по почте, в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, либо представляется непосредственно в территориальный орган страховщика (форма запроса утверждена названным выше приказом).

Позиция судей.

Суд, рассмотрев спор, поддержал работодателя. В частности, он указал, что осуществление проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений является правом работодателя, а не его обязанностью. Для обращения в ФСС с запросом необходимо наличие оснований, прямо или косвенно указывающих на недостоверность или неточность сведений в справке о сумме заработной платы (завышенный или заниженный размер оплаты труда, подчистки, исправления в тексте и т. д.). При этом в ходе рассмотрения дела судом были исследованы подлинники справок, представленных работниками. Все они были оформлены по утвержденной форме, содержали необходимые реквизиты, были подписаны генеральным директором и главным бухгалтером.

То есть суд установил, что у работодателя не имелось оснований для обращения в ФСС, в связи с чем при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком он правомерно исходил из сведений, изложенных в справках.

Можно ли удержать с работника излишне выплаченную сумму пособия?

Комментируемый спор решился в пользу работодателя. В принципе, если бухгалтеры столкнутся с подобной ситуацией, им нужно знать, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона об обязательном социальном страховании суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев:

недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

Иными словами, если будет доказано, что работник представил поддельную справку, с него можно произвести удержание в размере не более 20 % суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Ответственность за предоставление недостоверных сведений.

В соответствии со ст. 15.1 Закона об обязательном социальном страховании физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Штрафы за несдачу отчетов в статистику: справочник для бухгалтера и ИП

В каком случае и за что могут оштрафовать компанию (индивидуального предпринимателя) за непредставление либо представление недостоверной информации в статистику?

Кроме бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны представлять еще и статистическую отчетность. Такая обязанность представлять первичные статистические данные органам государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее по тексту — Закон № 282-ФЗ).

Росстат РФ в рамках своих полномочий утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению (п.5.5 Положения о федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 420).

Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?

  • ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
  • ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата РФ (п.2 Правил № 79).

Важно!

Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов». Вот для примера в Челябинской области.

Статистическая информация должна быть предоставлена в статистику по утвержденным формам федерального статистического наблюдения на бумажном носителе (по месту нахождения респондента) или в электронном виде в установленном формате с использованием электронной подписи, не позднее сроков предоставления, указанных на бланках форм.

Размер штрафов

Важно!

Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.

Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных влечет штрафы:

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.

Повторное нарушение карается большим размером штрафов:

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Повторность административного правонарушения означает, что компания или индивидуальный предприниматель ранее не представляли (либо представляли с нарушением установленного срока) формы статистической отчетности вне зависимости от ее вида. То есть речь идет не о случаях непредставления (либо представления с нарушением срока) конкретной формы статистической отчетности (например, формы П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. приказом Госкомстата РФ от 11.08.2016 г. № 414). Повышенный размер штрафа применяется по факту неоднократного непредставления (либо предоставления с нарушением срока) любой формы статистической отчетности.

При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.

Как отчитываться

  • на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган статистики либо отправить по почте (заказным письмом с описью вложения);
  • в электронном виде при помощи специализированного оператора электронной отчетности либо на сайте Росстата РФ.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона РФ от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» компания или индивидуальный предприниматель, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, по требованию органов государственной статистики возмещает ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности.

На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.

Оспаривание штрафов

Так, проверяя довод компании о том, что отчетность по форме № 2-С на бумажном носителе была направлена заказным письмом по почте, суды указали на то, что почтовая квитанция об оплате соответствующего почтового отправления (в которой содержится присвоенный почтовому отправлению уникальный почтовый идентификатор, позволяющий отследить прием и вручение данного почтового отправления) у компании отсутствует.

Судами также было установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, у компании имелась, объективных доказательства принятия компанией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм по каким-либо независящим причинам, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях компании. В таких ситуациях суды не удовлетворяют требования компании об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ за нарушение срока представления годовой статистической отчетности (Постановление АС Московского округа от 13.07.2015 г. №А40-190349/14).

Срок давности

На практике это означает, что территориальные органы Росстата РФ смогут привлечь компании или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст.13.19 КоАП РФ в течение 2 месяцев с момента истечения установленного срока сдачи статистической отчетности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector