Общественный контроль за охраной труда - Юридическое Бюро Advokat-Bondarenko.Ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда

Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

— трудовые коллективы через своих уполномоченных;

— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются не достаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.

Они также имеют право принимать участие и вносить предложения во время инспекторских проверок предприятия.

Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов безопасности, гигиены труда и производственной санитарии по решению трудового коллектива (с числом работающих более 50 человек) может быть создана комиссия по охране труда.

В комиссию входят:

— уполномоченные трудовых коллективов;

— специалисты по охране труда, гигиене и других служб.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.

Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал, комиссия отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива не реже чем один раз в год.

Совместные рекомендации государственных органов и профсоюзов о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).

Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом в системе нормативного регулирования взаимоотношений между собственником (уполномоченным им органом) и работниками по первоочередным социальным вопросам, в том числе, вопросам охраны труда. Коллективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.

Рис. 1.3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.

В коллективном договоре включен раздел охраны труда, который должен содержать вопросы:

— улучшение условий труда (раздел промсанитарии и гигиены труда);

— внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);

— решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).

Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Нормативная база

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ . Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.
Читать еще:  Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественный контроль за охраной труда

Согласно статье 370 ТК РФ общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда, выполнением условий коллективных договоров, соглашений работодателями и их представителями осуществляется профессиональными союзами.

Для этой цели общероссийские профессиональные союзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда, профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

В свою очередь межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, которые действуют на территории субъекта Российской Федерации, вправе создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, действующие на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Этим правом также наделены уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда должны избираться открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации либо на общем собрании работников структурного подразделения.

Согласно части 6 статьи 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, имеют право:

«осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников».

В соответствии с частью 2 статьи 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

«направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения».

Форма представления указана в Приложении №1 к Приложению Постановления Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года №30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (далее — Постановление №30):

________________(число, месяц, год)_____________ №(рег. ном.)

(наименование структурного подразделения)

В соответствии с _____________________________________________

(наименование законодательных и иных нормативных правовых

актов по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения требований:

по охране труда ________________ __________________

(дата, подпись) (И.О. Фамилия)

Представление получил ________________________________________

«осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве».

Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дает понятие профсоюза:

«Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».

В соответствии со статьей 20 этого Закона профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда.

Профсоюзы полномочны осуществлять общественный контроль за состоянием охраны труда через профсоюзные организации в своих структурных подразделениях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через подконтрольные им собственные инспекции по охране труда.

В соответствии с частью 7 статьи 370 ТК РФ профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Для осуществления этих целей они имеют право беспрепятственно посещать организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности, структурные подразделения этой организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В том случае, когда профсоюзами, уполномоченными инспекторами по охране труда будут выявлены нарушения охраны труда, они имеют право обратиться к работодателю с требованием о немедленном устранении выявленных нарушений с одновременным обращением в Федеральную инспекцию труда.

При невыполнении требований по устранению нарушений в сфере охраны труда в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью работников профсоюзы и уполномоченные инспектора по охране труда правомочны требовать от работодателя (его представителя, должностных лиц организации) приостановить выполнение работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.

Читать еще:  Трудовая инспекция рф официальный сайт горячая линия

Профсоюзные органы могут принимать участие в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах. Аналогичными правами профсоюзы пользуются при экспертизах безопасности проектируемых и эксплуатируемых инструментов и механизмов.

Работодатель обязан учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Порядок учета мнения профсоюзной организации регламентирован статьей 372 ТК РФ.

А порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регламентируется статьей 373 ТК РФ.

Основные задачи, функции, права уполномоченных (доверенных) лиц, гарантии прав деятельности уполномоченных лиц установлены Постановлением №30.

Согласно части 8 статьи 370 ТК РФ уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Уполномоченные (доверенные) лица выбираются в организации для общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных в зависимости от конкретных условий производства. Численность уполномоченных (доверенных) лиц, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре либо ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом осуществляют профсоюз(ы), либо иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы.

Эти выборы лучше всего проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения со сроком избрания не менее двух лет. В случае если в организации имеется несколько профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, то каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. По согласованию с работодателем уполномоченные (доверенные) лица могут быть избраны из числа специалистов, которые не работают в данной организации. Не следует избирать уполномоченными работников, несущих по занимаемой должности ответственность за состояние охраны труда в организации.

Как правило, уполномоченные (доверенные) лица входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Уполномоченные лица при организации своей работы взаимодействуют с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами либо иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда, другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

В соответствии с пунктом 1.7 Постановления №30 уполномоченные лица в своей деятельности должны руководствоваться ТК РФ, законодательными и другими нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором либо соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией организации.

Уполномоченные должны периодически отчитываться о проделанной работе на общем собрании трудового коллектива, избравшего их. В случае, если уполномоченные не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда, то они могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных лиц, обеспечивая их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Кроме того, согласно части 1 статьи 377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

А в части 2 этой же статьи 377 ТК РФ сказано, что работодатель, численность работников которого составляет более 100 человек, обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы, и другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных, предусмотренные коллективным договором.

Для работников, вновь избранных уполномоченным по охране труда, следует организовать обучение в территориальных органах по охране труда по специальной программе, либо организовать обучение в других организациях за счет средств работодателя.

Уполномоченным выдается удостоверение соответствующей формы (Приложение №2 к Приложению Постановления №30):

Общественный контроль за охраной труда

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ общественный контроль в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Права профсоюзов и иных уполномоченных работниками органов

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками органы имеют право:

  • Осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
  • Принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимате­лей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
  • Защищать права и законные интересы членов профессионально­го союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
  • Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязатель­ные для рассмотрения.
  • Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотре­ния должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным на проведение государствен­ного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные по охране труда

Институт уполномоченных может создаваться для организации общест­венного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собствен­ности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

Основные задачи уполномоченных по охране труда:

  • Содействие созданию в организации (в производственном под­разделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда.
  • Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • Представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
  • Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Основные функции уполномоченных по охране труда:

  • Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда:
  • соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.
  • правильностью применения ими средств коллективной и инди­видуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).
  • Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников ) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индиви­дуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.
  • Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.
  • Осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
  • Участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
  • Участие в расследовании бессчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представитель­ного органа трудовою коллектива.
  • Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяс­нительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.
Читать еще:  Серая зарплата ответственность за серую зарплату

Уполномоченные по охране труда имеют право:

  • Контролировать соблюдение в подразделении законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предус­мотренных коллективными договорами, соглашениями, результата­ми расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных по охране труда, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану груда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными по охране труда поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномочен­ных работниками представительных органов, органов государственно­го контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Комитеты и комиссии по охране труда

Для координации и организации совместных действий работода­телей и работников по обеспечению и соблюдению требований охраны труда в организации создаются комитеты или комиссии по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации (СУОТ), а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector