Система управления охраной труда образец 2020 - Юридическое Бюро Advokat-Bondarenko.Ru
2 507 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система управления охраной труда образец 2020

Положение о системе управления охраной труда — образец

Положение о системе управления охраной труда должен разрабатывать каждый работодатель. Каким образом фирма может решить эту задачу с учетом того, что составление данного документа не регламентировано законодательством РФ, расскажем в нашей статье.

Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
  • содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
  • документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Положение о системе охраны труда: структура

Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

  • титульный лист;
  • раздел с общими положениями;
  • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
  • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
  • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
  • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
  • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
  • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
  • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).

Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

Раздел 1: титульный лист

На титульном листе документа должны иметься:

  • отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
  • Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
  • наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
  • отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
  • информация о дате и месте составления документа.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

  • контроль за функционированием системы охраны труда в компании;
  • обеспечение соответствия локальных нормативных актов фирмы, принимаемых в целях функционирования системы охраны труда, положениям НПА федерального, регионального и местного уровня;
  • мониторинг исполнения положений локальных актов в области охраны труда сотрудниками;
  • разработку методов совершенствования текущих механизмов, в рамках которых функционирует система охрана труда;
  • организацию обучения сотрудников, направленного на приобретение ими знаний в области охраны труда;
  • практическую реализацию норм, регулирующих функционирование системы охраны труда на предприятии, в части обеспечения сотрудников средствами защиты, инструкциями по их использованию, доступом к системам безопасности и другим объектам инфраструктуры предприятия, которая задействуется в процессе охраны труда;
  • реагирование на инциденты на производстве, обеспечение их расследования;
  • реализацию мер социальной защиты сотрудников от инцидентов на производстве и профессиональных заболеваний;
  • проведение спецоценки условий труда в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • проведение обучения сотрудников по программам охраны труда с привлечением внештатных инструкторов из специализированных организаций или ведомств;
  • контроль за корректным ведением документации, используемой в рамках системы охраны труда на предприятии.

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

  • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
  • критерии проведения внеочередных проверок;
  • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
  • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

  • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
  • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
  • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
  • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
  • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.
Читать еще:  Кем утверждается правила внутреннего трудового распорядка организации

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Где скачать образец положения о системе охраны труда

Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

Итоги

Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

План мероприятий по охране труда 2020

План мероприятий по охране труда — это локальный документ организации, который должен быть утвержден работодателем. В статье — как его составить на 2020 год и образец для скачивания.

Как подготовить план мероприятий по охране труда

Для того, чтобы подготовить план мероприятий по ОТ на следующий год, необходимо:

  • проанализировать расходы на охрану труда за предыдущие года;
  • составить смету расходов на мероприятия по ОТ;
  • составить план мероприятий.

Организация обязана выделять на мероприятия по ОТ каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство за прошлый год. Поэтому нужно попросить главбуха подготовить справку об этой сумме, и следить, чтобы итог расходов был не меньше этой цифры. Если, к примеру, на производство продукции завод потратил за год 120 миллионов рублей, а на мероприятия по охране труда – 120 т.р, инспектор найдет в этом нарушение 226 статьи Трудового Кодекса РФ, и оштрафует за то, что на ОТ было потрачено не 240 т.р., а вдвое меньше. Штраф может составить до 80 000 рублей. Поэтому работодатель может тратить и 241, и другие суммы, но не меньше 240 т.р. Исключение из этого правила составляют учреждения, финансируемые государством. Для них затраты по ОТ финансируются за счет дотации на содержание.

Чтобы составить план на 2020 год, необходимо, прежде всего, проверить выполнение плана на 2019 год, выбрать из него мероприятия, которые не были проведены, или чье проведение требуется каждый год (медосмотр, обучение, СИЗ, например).

Кроме того, нужно проверить, какие мероприятия медкомиссия написала в разделе рекомендаций в заключительном акте по периодическому медосмотру. Возможно, там указан внеочередной осмотр для одного из сотрудников. Если в организации произошел несчастный случай, также нужно просмотреть раздел 8 в акте. Там должны быть указаны мероприятия по устранению основных и сопутствующих причин произошедшего.

В план нужно включить все не выполненные в текущем году обязательства работодателя, которые были связаны с материальными затратами; требуют времени на устройство и ввод. Для этого нужно проверить все неисполненные или исполненные частично предписания за год – в том числе те, которые были выписаны инспектором ГИТ или самим специалистом по ОТ руководителям структурных подразделений. Возможно, в 2019 году были выявлены замечания, для устранения которых требуются финансы. Например, оборудовать в цехе № 1 принудительную вентиляцию перед станком.

При этом, если вентиляция требовалась по технологии, и ее не поставили, относить ее покупку за счет ОТ нельзя – такие расходы должны быть включены в пусконаладочные работы. Но если установка вентиляции технологией не была предусмотрена, и ее установка требуется для улучшения микроклимата цеха и условий труда на конкретном рабочем месте, проведите ее закупку за счет ОТ.

Затем нужно посмотреть, сколько может стоить оборудование, и если без вентиляции обойтись нельзя, запланировать ее приобретение. В плане указывают сроки, источники финансирования и ответственных лиц.

План составляют на ежегодно. Подготовку начинают заранее, не позже октября-ноября года, который предшествует планируемому.

Образец плана мероприятий по охране труда 2020

Основные мероприятия по охране труда

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по ОТ своим приказом от 1 марта 2012 года № 181н. Работодатель должен придерживаться этого перечня, выбирая из него необходимые, но если нужды в одном из этих мероприятий нет, включать его в план не обязательно.

Финансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний согласно приказу Минтруда от 10 декабря 2012 г. № 580н. Поэтому, чтобы получить возмещение затрат, нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег.

При этом нужно помнить, что нельзя профинансировать за счет ФСС предварительный медосмотр, а только периодический. Нельзя за счет ФСС оплатить обучение руководителей и специалистов, если речь не идет об государственных (муниципальных) учреждениях. Также нельзя за счет ФСС профинансировать закупку импортных СИЗ (не изготовленных в странах ЕАЭС) или из иностранных тканей.

  • Информационная поддержка, актуализация и анализ данных
  • Оптимизация документооборота по охране труда
  • Организация проведения инструктажей, медосмотров и обучения
  • Составление норм выдачи средств индивидуальной защиты

Таким образом получается, что план нужно составить с учетом мероприятий из приказа от 1 марта 2012 года № 181н, но если еще при этом вы задумали возместить эти затраты, то руководствуйтесь также приказом от 10 декабря 2012 г. № 580н.

В план нужно включить организационные, технические и санитарные мероприятия. К последним относятся медосмотры, лабораторные исследования по производственному контролю, обязательная вакцинация, например. Организационные мероприятия – это закупка уголков по ОТ, нормативной литературы, плакатов и знаков безопасности. К техническим мероприятиям относятся устройство сигнализации, автоматизации, механизации работ, покупка средств коллективной защиты, покупка, испытание средств индивидуальной защиты, их ремонт и т.п.

Что должен содержать план мероприятий по охране труда на предприятии

Утверждает план руководитель организации, если иное не было указано в учредительном документе, или в приказе руководителя. Руководитель может своей подписью утвердить план только в том случае, если убедится, что каждое мероприятие целесообразно и согласовано с финансовой службой, а также со службой главного инженера.

Сам план состоит из таблицы с несколькими столбцами. Обязательными являются:

  • порядковый номер мероприятия
  • его наименование
  • единицы измерения.
  • разбивку по кварталам.
  • окончательную сумму за год.
  • срок выполнения мероприятия
  • ответственного за исполнение
  • отметку о выполнении или корректировке.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Затем нужно указать информацию о разработчике плана, а также привести список лиц, согласовавших план. К ним относятся экономисты, например, а также службы, ответственные за монтаж и пусконаладочные работы. План работы согласовывать с представительным органом работников вы не обязаны, если иное не указано в колдоговоре или отраслевом соглашении. Это следует из 8 статьи ТК РФ, ведь согласно 212 статье ТК РФ, работодатель согласовывает только инструкции и правила по ОТ с представительным органом работников. Поэтому, если план не будет согласован с профсоюзом, нарушения не будет.

Охрану труда проверят по новым правилам

Как работодателей уговорят улучшать условия труда

  • переписать законодательные акты, регулирующие механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, а также постепенно внедрять принципы концепции «нулевого» травматизма;
  • усовершенствовать методологии и процедуры медицинских осмотров работников, чтобы на ранних стадиях выявлять признаки воздействия вредных факторов и риски развития хронических неинфекционных заболеваний;
  • с 2020 года проводить конкурс «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве»;
  • внедрять программы укрепления здоровья на рабочем месте;
  • организовывать совместно с работодателями Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Новые Методические рекомендации, обязательные для применения

Как заявлено в Приказе, предметом внеплановой проверки должно стать соблюдение работодателем трудового законодательства, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда. Вместе с тем подчеркивается, что инспекторы должны соблюдать нормы:

  • ТК РФ;
  • Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н;
  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля;
  • Постановления Минтруда от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и приложения к нему.
Читать еще:  Номер полиса сколько цифр

Что должны сделать работодатели: обязательный минимум

Главный документ, который должен быть в организации, — Положение о системе управления охраной труда. Причем чиновники настаивают, что у документа должно быть именно такое название.

В документ необходимо включить следующие пункты:

  • политика (это может быть и отдельный документ) и цели в области охраны труда;
  • обеспечение функционирования системы управления охраной труда и распределение обязанностей между должностными лицами;
  • процедуры, направленные на достижение поставленных целей, включая (при необходимости):
  • подготовку работников по охране труда (Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»);
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение спецоценки условий труда;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, предоставляемых гарантиях и полагающихся компенсациях (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
  • организацию и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников (Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда»);
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников (разделы ТК РФ и действующие СанПиНы);
  • предоставление средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н и Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н);
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием (Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н и Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н);
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжение безопасной продукцией;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. Здесь речь идет о необходимости утвердить план мероприятий по реализации процедур (можно в виде приложения к Положению);
  • планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда. Работодателям понадобится план мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Обычно его утверждают по результатам ежегодного отчета службы охраны труда на предприятии, допускается включать их в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Перечень документов, необходимых работодателям, перечислен в пп. 60-63 Типового положения о системе управления охраной труда. Но не будет нарушения, если компания укажет, что реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 ТК РФ, а также в соответствии с Постановлением Минтруда № 73;
  • управление документами СУОТ. Главное требование в этом случае — работодатель обязан актуализировать внутренние документы, чтобы они соответствовали действующему законодательству. Не подлежат исправлению журналы учета, реестры, акты расследований, записи, пр. документы.

Разработать положение и приложения к нему работодатель может самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов. Утвердить его следует с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии).

Чтобы положение вступило в силу, на предприятии издается приказ об его утверждении с перечислением лиц, ответственных за выполнение требований.

Как инспекторы будут оценивать эффективность системы управления охраной труда на предприятии

После проверки документации инспекторы перейдут к проверке:

  • рабочих мест;
  • оборудования;
  • транспортных средств;
  • территорий, зданий и сооружений;
  • производственных и технологических процессов.

Главная цель этой части проверки — изучить, как на практике реализуются процедуры, описанные в документах.

В Приказе Роструда заявлено, что если в ходе ранее проведенной проверки изучению эффективности функционирования системы управления охраной труда было уделено недостаточное время, инспекторы вправе провести дополнительную проверку. Но все должно быть в рамках законодательства.

Чтобы работодателям было проще понять, как осуществляют проверки, и подготовиться по всем направлениям, предлагаем блок-схему, разработанную чиновниками.

Как будут расследовать несчастные случаи: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Изучение ситуации, вследствие которой возник несчастный случай.

Шаг 2. Выяснение корневых причин для разработки мер профилактики и предупреждения травматизма. Среди корневых причин выделены:

  • отсутствие перечня требований, соответствие которым обеспечивает работодатель (это говорит о том, что в компании плохо работает процесс управления документами);
  • отсутствие локальных актов, устанавливающих реализацию тех или иных процедур, либо нарушение установленных процедур;
  • отсутствие распределения обязанностей и ответственности за соблюдение требований безопасности;
  • отсутствие системы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур или нарушение установленных форм и методов контроля;
  • отсутствие процедуры информирования.

Шаг 3. Изучение элементов системы управления охраной труда и выяснение, в каком из них произошел сбой.

Шаг 4. Анализ процедуры управления профессиональными рисками, в том числе изучение методов выявления опасностей, включение всех опасностей в перечень, принятие мер по снижению рисков.

Шаг 5. Проверка запланированных работодателем мер управления рисками.

Шаг 6. Анализ иных выявленных нарушений.

Шаг 7. Заполнение акта о расследовании несчастного случая.

Шаг 8. Принятие мер к нарушителям — выдача предписаний, привлечение к ответственности.

Напомним, по действующим правилам работодателей должны предупреждать о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. Этого времени очень мало, чтобы подготовиться в такой объемной сфере как охрана труда. Поэтому лучше не ждать, а заранее разработать и утвердить необходимую документацию, корректно вести нужные бумаги, быть в курсе всех изменений.

СУОТ на предприятии — новый образец 2019 года

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ — что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.
Читать еще:  Увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец «СУОТ на предприятии»

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Инструкции по охране труда: образец 2020 года

Инструкция по охране труда должна быть на каждом рабочем месте. Это обязательное условие для обеспечения безопасного труда работников. В статье мы расскажем, какие инструкции нужно разработать, как их утвердить, на какой срок они действуют, и дадим образец инструкции.

Содержание:

Какие инструкции должны быть в компании

В 212 статье ТК РФ указано, что работника необходимо проинформировать обо всех рисках, вредных и опасных производственных факторах на конкретном рабочем месте. Сотрудник должен знать, какие меры защиты он обязан использовать для устранения опасностей повреждения здоровья.

Поэтому инструкции по охране труда должны быть разработаны на каждом рабочем месте, в зависимости от применяемого сотрудниками инструмента, оборудования, машин, а также условий производства работ, например, работы на высоте, работы в электроустановках, работы в ограниченном пространстве.

На каждом предприятии должен быть составлен свой уникальный перечень инструкций по охране труда. Обязательными для всех предприятий являются инструкции по ОТ:

  • при работе на ПЭВМ и другой офисной оргтехнике.
  • при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте оборудования
  • при проведении огневых работ
  • при проведении работ на высоте
  • при выполнении электрогазосварочных работ

Как видно, инструкции разрабатывают или на вид работ, или по профессии. Но есть еще и дополнительные инструкции, например, при проведении разъездных работ, при направлении в командировку и т.д.

Кто разрабатывает, согласовывает и утверждает инструкции по охране труда

Перед допуском к самостоятельной работе работников необходимо ознакомить с инструкцией по охране труда, проверить знание безопасных приемов и навыков выполнения работ. Это — задача каждого непосредственного руководителя.

При этом проконтролировать проведение инструктажей и оказывать методическую помощь при разработке инструкций — обязанность специалиста по охране труда.

Помощь специалиста по ОТ заключается в проверке правильности применения нормативных правовых актов, а вот меры безопасности руководителям подразделений и непосредственным руководителям необходимо почерпнуть из руководства по эксплуатации и правил по охране труда.

Таким образом, утверждение инструкции и ее вступление в силу невозможно без согласования с представителями от работников. Если в организации не создан такой орган, необходимо его создать, если есть такая инициатива. Инициатива, напоминаем, может поступить не только от самих работников, но и от сознательных работодателей.

Роль службы ОТ заключается в методической помощи, а затем — в контроле правильности применения законодательства и самого проведения инструктажа.

На многих предприятиях инструкции составляет специалист по ОТ, и затем передает их в подразделение для подписей. Это неправильно, и противоречит не только Порядку обучения и проверке знаний требований охраны труда № 1/29 от 13.01.2003, но и положению о СУОТ, разработанному и утвержденному на каждом предприятии (раздел – распределение ответственности должностных лиц по охране труда).

Как вариант, специалист по ОТ совместно с непосредственным руководителем в подразделении вместе разрабатывают инструкции, но только в том случае, если на предприятии и у разработчика нет представления о том, как оформлять этот документ.

После того, как в подразделении подготовили проект инструкции, его просматривает специалист по охране труда, вносит свои замечания или дополнения и возвращает для доработки разработчику.

После этого, как инструкция будет подкорректирована, и специалист по охране труда подтвердит это своей подписью в поле согласования, инструкцию передают в профсоюзный комитет для согласования. Затем, после того, как на проекте инструкции будут проставлены отметки о согласовании, проект необходимо подать для включения в приказ об утверждении руководителем организации.

Как правило, работники расписываются в ознакомительном листе к инструкции. Заводить отдельные журналы выдачи инструкций по охране труда рекомендуется, но не предписано в нормативных правовых актах.

На основе каких документов разрабатывают инструкции

Инструкцию по ОТ разрабатывают на основе правил по охране труда, руководства по эксплуатации, с учетом должностных обязанностей конкретного сотрудника. Если сотрудник выполняет работы по совместительству, то его нужно ознакомить с инструкциями как на основном, так и на совмещаемом рабочем месте.

Но если в одном и том же цехе применяют и электропогрузчики, и автопогрузчики, нужно разработать инструкцию на каждый вид топлива, хоть профессия работника одна — водитель погрузчика. Поэтому инструкции разрабатывают в строгом соответствии с видом обслуживаемого оборудования или машин. В одном случае топливная система бензиновая, а в другом – на электрической энергии. Соответственно, и меры безопасности будут отличаться.

Периодичность пересмотра инструкций и их срок действия

Инструкция требует пересмотра, если:

  • произошло изменение технологического процесса
  • потребовалась замена производственного оборудования
  • изменились средства индивидуальной или коллективной защиты
  • изменились применяемые на производстве материалы и (или) сырья, в результате чего изменился уровень указанных в инструкции факторов, влияющих на работников

При вводе новых рабочих мест инструкция должна быть разработана не позже, чем новый сотрудник приступит к работе. Поэтому, если раньше технологический процесс на рабочем месте не проводился, до того момента, когда начнутся работы, сотрудники должны пройти инструктаж по новым инструкциям.

Срок действия инструкций по ОТ законом не установлен. Работодатель вправе сделать это самостоятельно. При этом для электротехнического персонала срок пересмотра инструкций составляет 1 раз в 5 лет.

Типовая инструкция по охране труда: образец 2020 года

Министерства и ведомства более пятнадцати лет отказались от разработки типовых инструкций по охране труда, поскольку их применение было логичным только при плановой экономике, при одинаковом оснащении рабочих мест.

При этом специалист по охране труда может разработать образец-макет инструкции, направить его руководителям подразделений для того, чтобы они оформляли все разделы инструкции по одному образцу.

Образец инструкции по охране труда

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector