16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальная оценка условий труда в 2020 году последние изменения

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Спецоценка рабочих мест в 2020 году: последние изменения, правила

Спецоценка рабочих мест — это обязательное мероприятие для работодателей в 2020 году. Отсутствие спецоценки грозит большими штрафами. Мы подготовили инструкцию для проведения спецоценки, включили в нее все неходимые образцы документов и рассказали, кто освобожден от спецоценки в 2020 году.

Изменения в правилах проведения спецоценки в 2020 году

Согласно информации от Минтруда с 2020 года специализированная организация, проводящая оценку рабочих мест, должна вносить в информационную систему данные о работодателе на этапе заключения договора на спецоценку (до проведения самой оценки). Без этого действия невозможно будет использовать результаты спецоценки.

Журналу «Упрощенка» дал комментарий замглавы Роструда Иван Шкловец. Он рассказал, как малым предприятиям проводить спецоценку.

«Если по результатам оценки эксперт не выявил вредных и опасных факторов, компания вправе подать на эти рабочие места декларацию соответствия. Тогда в дальнейшем спецоценку можно не проводить», — отметил Иван Шкловец.

Как отметил чиновник, все компании обязаны провести специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, спецоценку необходимо провести до 31 декабря 2018 года (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Однако Роструд назвал случаи, когда компании даже при наличии работников вправе не проводить спеоценку. Такие случаи мы привели в статье журнала «Упрощенка».

Читать еще:  Дубликат больничного листа 2020 как получить

У кого заказать спецоценку

Минтруд ведет специальный реестр организаций, которые проводят спецоценку, на сайте akot.rosmintrud.ru в разделе «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда». Прежде чем заключать договор на оказание услуг по спецоценке, проверьте, есть ли компания в реестре и соответствует ли она требованиям закона. Например, у организации должна быть испытательная лаборатория, не менее пяти экспертов с сертификатом на проведение спецоценки. Также оценка условий труда (код ОКВЭД 71.20.7) должна быть основным или дополнительным видом деятельности в ЕГРЮЛ (ст. 19 Закона № 426-ФЗ). Если компания не соответствует требованиям, спецоценку признают недействительной.

Заказать спецоценку можно в аккредитующей организации своего региона или в соседней области. Закон не запрещает обращаться за спецоценкой в другой регион. Например, если работодатель из Москвы, он может заказать оценку в компаниях Московской области, Твери или Туле. Если оценщик приезжает из другого региона, он включает в стоимость услуг расходы на командировку. Но даже с учетом таких затрат заказать оценку в другом регионе обычно дешевле, чем в столице.

Какими нормативными актами регулируется процесс спецоценки рабочих мест в 2020 году

Для подробного изучения данной темы следует ознакомиться с:

  • законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • приказом Министерства труда социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н;
  • ст. 92, 117, 209 ТК РФ;
  • письмом Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041;
  • письмом Минтрудаот 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579;
  • и другими документами.

Кто и как должен проводить спецоценку

Компании обязаны проводить специальную оценку условий труда независимо от режима налогообложения и условий труда работников (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, то спецоценку на таких местах надо провести до 31.12.2018 (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Причем к 31 декабря 2018 года спецоценку надо завершить. То есть у компании на руках должен быть подписанный отчет о спецоценке (утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Если в компании есть рабочие места с вредными условиями труда, то ранее на этих местах нужно было провести аттестацию. Результаты аттестации можно использовать до окончания срока их действия, но максимум по 31.12.2018 (письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010). Следовательно, если компания ранее аттестовала рабочие места, то провести спецоценку необходимо до конца текущего года. Если места не были аттестованы до вступления в силу закона № 426-ФЗ, то организации обязаны были завершить оценку еще в 2014 году. Если они раньше это сделали, то заново оценить рабочие места надо в течение пяти лет с даты предыдущей оценки (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если вводите в эксплуатацию новые рабочие места, нужно провести внеплановую спецоценку в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). В частности, внеплановую оценку проводит компания, которые ранее уже оценивала рабочие места, но потом переехала в другой офис. После переезда все рабочие места новые. Значит, нужно провести внеплановую спецоценку (письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15–1/ООГ-169).

Плановая спецоценка должна проводится один раз в пять лет. По итогам проведенной проверки в течение 30 рабочих дней организация подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в ГИТ (Государственную инспекцию труда). При заполнении декларации следует ознакомиться с письмом Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. За нарушение сроков и непредоставление декларации предусмотрены штрафы.

В случае, если за пять лет на предприятии не было несчастных случаев и иных угроз жизни и здоровью людей, срок действия декларации продлевается на следующие пять лет.

Внеплановая спецоценка проводится в случае возникновения новых рабочих мест, замены производственного оборудования, произошедшего несчастного случая на производстве, получения организацией предписания о внеплановой проверке и др.

В соответствии с законом № 426 организации обязаны:

  • обеспечить проведение спецоценки условий труда;
  • предоставить организации, проводящей спецоценку, все необходимые документы;
  • провести мероприятия, направленные на улучшение условий труда;
  • ознакомить сотрудника с результатами проведенной оценки.

Кто освобожден от спецоценки в 2020 году

Закон не требует оценивать рабочие места дистанционных работников и надомников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Поэтому если в трудовом договоре есть такие условия, то можно не проводить оценку.

Если в организации числится только один директор-учредитель, который не заключал трудовой договор, то спецоценку также можно не проводить. С этим согласны в Роструде. Ведь спецоценку должны проводить только компании и предприниматели, у которых есть наемные сотрудники.

Не надо оценивать рабочие места подрядчиков, так как они не работают по трудовому договору. Вакантные места также не надо оценивать. Пока на рабочем месте никто не трудится, определить воздействие негативных факторов невозможно. Спецоценку необходимо провести, как только компания примет сотрудника на место (письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15–1/ООГ-1041).

Если на предприятии есть аналогичные рабочие места, можно провести спецоценку на 20 процентах от их общего числа, но не менее двух рабочих мест. По всем аналогичным местам заполняют одну карту спецоценки и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников. Чтобы места признали аналогичными, должны выполняться все признаки одновременно.

Цели проведения специальной оценки рабочих мест сотрудников

Спецоценка рабочих мест сотрудников в организации проводится с целью:

  • выявления вредных и опасных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на работника;
  • определения соответствия показателей условий труда установленным нормативам;
  • оценки эффективности индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.

По итогам проведенной проверки рабочие места подразделяются на классы:

От установленных спецоценкой классов рабочих мест зависит, будут ли у работодателя дополнительные затраты по страховым взносам и компенсациям сотруднику.

Спецоценка бывает плановая и внеплановая.

Проведение спецоценки поэтапно (по шагам)

Рассмотрим детально каждый этап проведения спецоценки:

  1. Необходимо убедится в необходимости проведения плановой или внеплановой спецоценки в точки зрения сроков, образования новых рабочих мест, изменениях в производственных процессах и т. д.
  2. После положительного решения в организации формируется комиссия по проведению специальной оценки условий труда с нечетным количеством человек. Глава комиссии должен быть Руководитель или его представитель. Образование комиссии оформляется приказом.
  3. Руководителем организации утверждается график проведения специальной оценки рабочих мест, о чем оформляется приказ (скачать приказ). Все члены комиссии должны ознакомиться с приказом.
  4. Комиссия утверждает перечень рабочих мест в произвольной форме. Исключаются из перечня свободные рабочие места. При составлении перечня нужно руководствоваться ст. 18 закона № 426-ФЗ.
  5. Организация-работодатель заключает договор на выполнение специальной оценки условий труда со специализированной организацией. В договоре обязательно должны быть определены виды, сроки выполняемых работ, стоимость их выполнения, права и обязанности работодателя и специализированной организации и т. д.
  6. Эксперты специализированной организации приезжают непосредственно на территорию работодателя и производят все необходимые замеры с целью идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов, о чем составляется протокол. Работодатель обязан предоставить доступ ко всем рабочим местам, указанным в утвержденном перечне, а также при необходимости дать пояснения. Протокол утверждается комиссией. Если вредные и опасные производственные факторы не обнаружены, то условия труда признаются комиссией допустимыми. Если есть риск угрозы жизни и здоровья человека, то условия труда признаются опасными. По итогам оценки эксперт специализированной организации присваивает каждому рабочему месту класс. Подробнее о классах условий труда можно ознакомиться в ч.8 ст. 12 закона № 426-ФЗ.
  7. Комиссия формирует конкретный перечень вредных и/или опасных производственных факторов с учетом нормативов и требований охраны труда и результаты исследований и измерений, а также присвоенные классы по каждому рабочему месту.
  8. Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предусмотренные законопроектом №769142-7 (внесен в Государственную Думу).

Читать еще:  Температурный режим работы по ТК РФ

Новое в СОУТ с 01.01.2020

Для работодателя

  1. Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
  2. Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
  3. Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
  4. Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.

Для проводящей организации

Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:

1) Представить в ФГИС сведения:

  • полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
  • индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.

2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:

  • о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
  • об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.

В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.

Инфракрасное излучение как вредный и (или) опасный фактор производственной среды заменяется на интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения.

При несоответствии организации требованиям Федерального законом №426-ФЗ ее деятельность будет приостановлена.

Для всех

Результаты проведения экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения с 01.01.2020 обязательны для исполнения всеми участниками спецоценки (в том числе сторонами, имеющими разногласия).

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Читать еще:  Документы при приеме на работу по ТК РФ 2020

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

Аттестация рабочих мест в 2020 году: последние изменения

Посмотрите последние изменения по аттестации рабочих мест в 2020 году. Новый приказ уже находится в Госдуме. Итоги аттестации теперь будут публиковаться на информационном государственном ресурсе. Все новости и поэтапная инструкция по проведению оценки условий труда ждут вас здесь. Читайте у нас: — последние изменения 2020 — какие же изменения уготованы юрлицам, имеющих работников — что нового готовит 2020 год для оценочных организаций — как провести аттестацию рабочих мест в 2020 году

Последние изменения на 2020 год

На утверждении в Госдуме находится законопроект №769142-7, подписание которого дело практически решенное. Он внесет корректировки в закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» о 28.12.2013г., вследствие чего аттестация рабочих мест будет происходить по новым правилам, начиная с 01.01.2020.

Напомним, что аттестация рабочих мест – это обиходное старое название этого процесса. В 2020 году следует именовать аттестацию специальной оценкой условий труда, сокращенно СОУТ.

В целом все последние изменения направлены на прозрачность аттестации рабочих мест и компьютеризацию бумажной стороны дела. С этой целью используется ресурс Федеральной государственной информационной системы, где будут публиковаться в обязательном порядке все результаты оценки условий труда.

Внимание! Итоги СОУТ и процесс разрешения споров по части е проведения должны неукоснительно соблюдаться как оценочной организацией, так и работодателем. Даже если компромисс по некоторым вопросам так и не найден.

Какие же изменения уготованы юрлицам, имеющих работников

  1. Работодателям дается право настаивать на том, чтобы организация, проводящая спецоценку, представляла доказательства публикации данных о СОУТ на сайте Федеральной государственной информационной системе (ФГИС).
  2. Организации и частные бизнесмены с работниками могут по-прежнему создавать комиссию по проведению СОУТ, но саму оценку проводит специальная организация;
  3. Для утверждения отчета по оценке условий труда комиссии дается 30 календарных дней. Дни считаются с момента поступления документа работодателю.
  4. Пересылка копии утвержденного отчета сопровождается усиленной электронной подписью юрлица;
  5. Отражать данные об аттестации рабочих мест, возможно, только после того, как эти реквизиты появятся на сайте ФГИС;
  6. Секретные сведения СОУТ используются после утверждения отчета специальной комиссией;
  7. Аттестация должна проводиться минимум один раз за пять лет. При этом отчет ведется со дня появления результатов СОУТ на ФГИС;
  8. Актуальность декларации по СОУТ исчисляется также с момента опубликования результатов оценки на информативном ресурсе.

Что нового готовит 2020 год для оценочных организаций

Оценка условий труда осуществляется специальной организацией, с которой работодатель заключает соответствующий договор. От оценочной организации очень многое зависит, в частности именно она:

  • Устанавливает степень тяжести рабочего места;
  • Делает отчет о СОУТ;
  • Регистрирует результаты на ФГИС.

Искать такую организацию следует на сайте Минтруда. У нее должна быть соответствующая аккредитация, и она не может иметь зависимых отношений с проверяемой компанией.

Действие оценочной организации

Подать данные о работодателе на информационный портал, а именно:

  • Наименование компании, ИНН и ОГРН;
  • Номер рабочего места, численность сотрудников, их СНИЛС

5 рабочих дней, начиная со дня подписания соглашения с работодателем

После регистрации предприятия на портале сообщить идентификационный номер руководству фирмы или ИП*

До того, как начать аттестацию

После того, как результаты оценки будут отправлены на информпортал, следует оповестить об этом предприятие.

Делается это компьютерным способом, удостоверяя данные электронной подписью. Либо заказным письмом, не забыв взять с адресата уведомление о вручении.

3 рабочих дня с момента публикации сведений

*Идентификационный номер – неотъемлемый атрибут СОУТ, так как без него отчет будет не действителен. Номер присваивается автоматом при регистрации работодателя.

Кроме изложенных, согласно последним изменениям, на оценочной компании лежат еще обязанности перед Минтруда. Познакомимся с ними:

Как провести аттестацию рабочих мест в 2020 году

Разобрав все последние изменения в части СОУТ, поговорим теперь, как же ее проводить в новых условиях. На самом деде все не так сложно. Делается СОУТ раз в 5 лет.

Этап 1. Работодатель через сайт Минтруда ищет организацию, которая бы сделала оценку его рабочих мест. Пропустить этот этап нельзя, потому что оценивать условия самим запрещается. Подписываем с ней договор.

Этап 2. Ревизоры регистрирую фирму на информационном портале, и сообщают идентификационный номер ответственному лицу (руководителю).

Этап 3. Гендиректор дает команду создать комиссию для аттестации рабочих мест, для чего издается соответствующий приказ.

В комиссию входят сотрудники организации: кадровики, юристы, технологи производства, члены профсоюза и пр. Можно включать в комиссию и представителей оценочной организации. Приказом также устанавливаются сроки проведения аттестации.

Этап 4. Ревизоры условий труда составляют отчет о проведенной проверке. Отсылают его работодателю.

Этап 5. Комиссия утверждает отчет и знакомит с ним работников под роспись. На все у нее 30 календарных дней. После чего пересылает копию утвержденного документа оценочной фирме. Копия должна сопровождаться усиленной электронной подписью.

Этап 5. Ревизоры публикую итоги СОУТ на ФГИС, и за 3 дня после этого оповещают своего клиента.

Этап 6. Заполняется декларация по спецоценке условий труда, куда вписываются только те рабочие места, которые или совсем не вредные, либо имеют статус допустимых. Декларация пересылается в Трудовую инспекцию по месту регистрации компании или месту жительства ИП.

Минтруд разъяснил, как продлить действие результатов спецоценки

Чтобы продлить действие результатов спецоценки, представлять в инспекцию подтверждающие документы не нужно. Подробнее о том, как правильно продлить действие результатов спецооценки, читайте в материале, который подготовили эксперты журнала «Зарплата».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector