Кто определяет нормативную стоимость земельного участка
Считаем земельный налог без кадастровой стоимости
Как правило, базу по земельному налогу рассчитывают на основании кадастровой стоимости участка. При ее отсутствии используют нормативную цену участка. Если нет данных по обоим этим показателям, налоговую базу рассчитать невозможно, так как нет объекта налогообложения.
Елена Подлипалина, аттестованный профессиональный бухгалтер
Экспертиза статьи:
Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Из документа
Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 Статья 25
Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Компания – владелец земельного участка для расчета суммы земельного налога (авансового платежа по нему) должна знать кадастровую стоимость этого объекта, срок владения им в течение отчетного (налогового) периода, а также налоговую ставку.
Налоговую ставку определяют представительные органы муниципальных образований и власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а ее максимальный размер установлен в Налоговом кодексе 1 . Кадастровую стоимость земли по состоянию на 1 января текущего года 2 определяет Росреестр 3 путем проведения ее оценки 4 в соответствии с законодательством об оценочной деятельности 5 . Оценка проводится не реже одного раза в 5 лет 6 .
Фирма может запросить информацию о кадастровой стоимости своего земельного участка, направив в ближайшее территориальное отделение Росреестра письменный запрос в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре недвижимости 7 (см. образец на с. 23). Эта информация также размещается в Интернете на официальном сайте ведомства 8 .
Если кадастровая стоимость отсутствует
Если кадастровую стоимость участка определить невозможно (Росреестр не предоставил информацию), при расчете земельного налога (авансовых платежей по нему) фирме следует применять показатель «нормативная цена земли» 9 . Минфин России 10 , ФНС России 11 и суды 12 придерживаются такого же мнения.
Порядок определения нормативной цены земли установлен Правительством РФ 13 . Обязанность ее расчета возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. Они определяют нормативную цену для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями повышать или понижать установленную региональными властями нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. При этом нормативная цена не должна превышать 75 процентов от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Для получения документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка фирме следует обратиться в районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, направив соответствующий запрос (заявление), составленный в произвольной форме.
Если же в отношении земельного участка не определена ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена, то по такому объекту отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога и рассчитывать его не нужно 14 . Вместе с тем компании стоит позаботиться о доказательствах того факта, что кадастровая стоимость и нормативная цена для земельного участка не установлены. Необходимо иметь соответствующие документы от уполномоченных органов, в которые фирма направляла запросы для получения информации об этих показателях.
Отражаем земельный налог в учете
Порядок отражения земельного налога (авансовых платежей по нему) в бухгалтерском учете зависит от того, в каких целях компания использует участок. Если объект участвует в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог необходимо включать в состав расходов по обычным видам деятельности 15 и отражать по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Земельный налог» (далее – субсчет 68 «Земельный налог»).
Если же фирма использует участок в деятельности, доходы от которой признаются прочими, то и земельный налог следует учитывать в составе прочих расходов 16 и отражать по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».
Когда компания ведет на своем участке строительство здания или сооружения, то сумму земельного налога, начисленную в период строительства, следует включать в первоначальную стоимость возводимого объекта (до момента принятия его на учет в составе основных средств 17 . Начисление налога в этом случае производится по дебету счета 08.3 «Строительство объектов основных средств» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».
В целях расчета налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) фирма может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату отражения ее в учете (если фирма использует метод начисления 18 ). Если же компания применяет кассовый метод, то суммы земельного налога (авансовых платежей) включаются в базу по налогу на прибыль в момент уплаты их в бюджет 19 .
Рассмотрим на примере порядок расчета и отражения в учете земельного налога на основании нормативной цены земли.
16.10.2013 фирма приобрела в г. Москве земельный участок вместе со стоящим на нем офисным зданием. Цель покупки – последующая сдача внутренних помещений в аренду. Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» устанавливает в отношении данного участка налоговую ставку в размере 1,5%. Срок уплаты земельного налога – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 01.02.2014).
В связи с тем, что Росреестр не предоставил информацию о кадастровой стоимости участка, фирма запросила и получила в городском комитете по земельным ресурсам справку о его нормативной цене. Она составляет 2 000 000 руб.
Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. равна:
2 000 000 руб. x 1,5% x 2 мес. : 12 мес. = 5000 руб.
Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет «Земельный налог» – 5000 руб. – отражена сумма земельного налога за 2013 г.; ДЕБЕТ 68 субсчет «Земельный налог» КРЕДИТ 51 5000 руб. – сумма земельного налога перечислена в бюджет (не позднее 01.02.2014)
начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России
Считаем земельный налог по нормативной цене участка
В случае если кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена, для расчета земельного налога используют нормативную цену земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), в том числе и в судебных спорах (п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).
Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-I).
Порядок расчета нормативной цены земли установлен пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319. Расчет ежегодно производят органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).
Обязанность выдавать заинтересованным лицам документ (в виде соответствующей справки или акта) о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время – территориальные отделы управлений Росреестра по субъектам РФ) (п. 4 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).
Если же в отношении земельного участка не могут быть определены ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена земли, то отсутствует и база по расчету земельного налога для этого участка.
2 п. 1 ст. 391 НК РФ
3 пост. Правительства РФ от 01.06.2009 № 457
4 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ
5 п. 1 пост. Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее – Постановление № 316)
6 п. 3 Постановления № 316
7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ; п. 1 пост. Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 (далее – Постановление № 52)
8 п. 2 Постановления № 52, https://rosreestr.ru/wps/portal/
9 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
10 письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85, от 09.08.2012 № 03-05-04-02/75, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/75
11 письмо ФНС России от 13.10. 2011 № ЗН-4-11/16897@
12 п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07. 2009 № 54
13 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319
14 письмо Минфина России от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15
15 пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99)
16 пп. 4, 11 ПБУ 10/99
17 пп. 8, 14 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
18 подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/333
Нормативная цена и кадастровая стоимость земли
Вопрос о соотношении таких категорий, как «нормативная цена земли» и «кадастровая стоимость земли», нельзя признать однозначно решенным действующим законодательством. Земельный кодекс РФ не содержит норм, которые бы устанавливали, например, случаи применения нормативной цены. Нормативная цена не упоминается и в гл. X ЗК РФ, положения которой специально направлены на регулирование отношений по плате за землю и ее оценке. В то же время нормативная цена за землю предусмотрена в целом ряде нормативных актов (в том числе в Законе РФ «О плате за землю»). Если проанализировать законодательство, определяющее порядок установления, и случаи применения нормативной цены и кадастровой оценки, то можно сделать вывод о различном назначении нормативной цены и кадастровой оценки.
Нормативная цена была установлена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении общей собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка 1 . Законодательством предусматривалось применение нормативной цены при оценке земельного участка в договоре об ипотеке; органам местного самоуправления было рекомендовано использовать нормативную цену при предоставлении в собственность земельных участков под объектами недвижимости в сельской местности и в некоторых других случаях.
Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».
В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Нормативная цена также подлежит применению в случаях, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, а использование кадастровой стоимости предусмотрено законодательством (ч. 13 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Понятие кадастровой стоимости земельных участковвпервые было дано во Временных методических рекомендациях по кадастровой оценке земельных участков, утвержденных письмом Роскомзема от 14 июня 1996 г. № 1-16/1240. Кадастровая стоимость определялась как рыночная стоимость земельных участков, по которым сформировался достаточно интенсивный рынок, и наиболее вероятная цена продажи на открытом и конкурентном рынке собственно земельных участков, по которым рынок еще находится в стадии становления.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, а также применяется в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами.
Определение кадастровой стоимости необходимо для земель сельскохозяйственного назначения, поскольку от этой стоимости зависит и процедура изъятия таких земель для несельскохозяйственных нужд (ст. 79 ЗК РФ).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительство РФ 8 апреля 2000 г. утвердило Правила проведения платы за все арендуемое имущество. государственной кадастровой оценки земель. Позднее были утверждены методики государственной кадастровой оценки земель всех категорий, подлежащих оценке. К 2007 г. государственная кадастровая оценка по категориям, видам использования земель завершена почти во всех субъектах РФ.
Государственная кадастровая оценка земель всех категорий на территории РФ проводится Роснедвижимостью, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться оценщики.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению ввиду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по назначению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. В тех случаях, когда определена рыночная стоимость земельного участка, его кадастровая стоимость устанавливается в пропорциональном отношении крыночной.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому уровню).
Рыночная стоимость земельных участковформируется под влиянием спроса и предложения на соответствующие земельные участки 2 . Согласно ст. 3 ФЗ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Для определения рыночной стоимости не изъятых из оборота земельных участков Минимущество России разработало Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, которые содержат принципы оценки, содержание различных методов применительно к оценке рыночной стоимости земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями или предназначенных для их размещения, а также особенности оценки рыночной стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Действующее законодательство позволяет выделить наряду с указанными видами и выкупную стоимость (цену) земельного участка,которая применяется, например, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 281 ГК РФ), приватизации земельных участков (ч. 3 ст. 11 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), при выкупе земельных участков, на котором расположен объект недвижимости (ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Нормативная стоимость и оценка земельного участка: что это такое и в каких случаях применяется?
Земельный участок можно оценить по рыночной, нормативной и кадастровой стоимости. Данные стоимостные характеристики отличаются между собой и обычно имеют разные области применения.
Нормативная цена земельного участка: определение и законодательство
Нормативная цена участка – это показатель, который рассчитывается в стоимостном выражении и характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из дохода, который потенциально можно получить от использования земли за определенный срок окупаемости.
Нормативная цена земельного участка может использоваться:
- в процессе перевода участка земли в собственность;
- при передаче его по наследству;
- в процессе дарения;
- в процессе кредитования под залог земельного участка.
Расчет нормативной цены земельного участка опирается на нормы постановления Правительства РФ от 1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли» и ФЗ РФ «О плате за землю» (именно здесь содержится официальное определение нормативной стоимости, которое используется во всех источниках).
Земельный кодекс содержит указание на кадастровую и рыночную разновидности стоимости участков. При этом в п.13 ст.3 указывается, что нормативная оценка требуется при отсутствии кадастровой стоимости. В остальном вопросы применения нормативной стоимости в Земельном кодексе не отрегулированы.
В Постановлении Правительства прописано, что нормативная стоимость ежегодно определяется органами исполнительной власти в отношении различных категорий земель с учетом действующего зонирования территории. Такая ответственность возложена на профильные комитеты по землеустройству.
В органах местного самоуправления могут принимать решения об изменении количества оценочный зон и понижении нормативной цены участка, но не более чем на четверть (25%). Законом установлено, что нормативная оценка не может превышать 75% от уровня рыночной стоимости. Таким образом, нормативная оценка всегда ниже рыночной, а кадастровая – нередко ее превосходит.
Еще одно отличие нормативной от кадастровой стоимости – это сфера их практического применения. Если кадастровая стоимость имеет основной целью формирование налогооблагаемой базы и служит основой для расчета земельного налога, то нормативная используется для других целей. В частности, она требуется для вовлечения участков в экономический оборот (при передаче из муниципальной собственности). Например, в ФЗ «Об СНТ» №66 от 98 года указано, что участки на территории товарищества могут передаваться гражданам по цене, не превышающей нормативную стоимость. Но нормативная оценка применяется далеко не во всех случаях вовлечения участков в гражданский оборот.
Из чего состоит нормативная стоимость земельного участка
Нормативная стоимость земельного участка включает такие составляющие, как:
- качество земельного участка;
- местоположение недвижимости;
- потенциальный доход от эксплуатации земельного участка;
- расчетный период окупаемости.
При определении нормативной цены земельного участка учитывается комплекс факторов, среди которых выделяются:
При учете рыночной стоимости и ставки налогообложения должны учитываться установленные законом лимиты.
Определение нормативной стоимости: пошаговый алгоритм
Для получения информации о нормативной стоимости земельного участка заинтересованным лицам требуется обратиться в профильный комитет по землеустройству на территории муниципального образования и сделать запрос. К ним может обратиться любое заинтересованное лицо: как собственник земельного участка, так и его пользователь, либо иной заявитель. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Заявление на получение нормативной стоимости прописывается в свободной форме и должно содержать:
- наименование органа, в который оно подается;
- ФИО заявителя, его адрес и контактный телефон/электронная почта;
- наименование юрлица, его реквизиты (ИНН/КПП);
- детальные сведения о земельном участке: его кадастровый номер, адрес, категория;
- указание на просьбу предоставить документ, содержащий нормативную стоимость участка;
- правовой статус заявителя: собственник или арендатор и пр.;
- наименование организации, в которую будет передана нормативная стоимость или цель получения сведений о ней;
- подпись заявителя и дата подачи заявления.
К заявлению прилагается паспорт физлица или учредительные документы от юрлиц; документы, подтверждающие правовой статус заявителя (свидетельство о собственности, садовая книжка, договор аренды и пр.), выписка из единого реестра недвижимости (актуальная со сроком давности не более месяца). К подготовке заявления стоит подойти максимально ответственно, так как при обнаружении ошибок и фактических несоответствий в предоставлении информации могут отказать.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
По результатам обработки заявления гражданину должны предоставить официальный документ, заверенный печатью органов исполнительной власти муниципального образования, содержащий указание на нормативную стоимость.
Документ предоставляется на бесплатной основе и не предполагает оплату госпошлины.
Нормативная стоимость актуальна в течение 1 года. Ежегодно она пересматривается муниципальными властями и корректируется с учетом изменившихся рыночных реалий.
Таким образом, нормативная стоимость – это одна из разновидностей оценки земельного участка. Она опирается на анализ качества участка, его местоположения и потенциальной доходности от его эксплуатации. Законодательно вопросы практического применения прописаны недостаточно хорошо. Для получения сведений о нормативной стоимости необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением. Эта информация является общедоступной и предоставляется бесплатно.
Что такое нормативная цена земли?
Любой участок земли имеет несколько ценовых категорий, куда входит кадастровая, рыночная и нормативная стоимость. Многих интересует, что такое нормативная цена земли?
Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земли, который зависит от качества и местоположения.
Это особенная финансовая величина, характеризующая стоимость земельного надела, который может быть передан по наследству, продан или использован как залог по кредиту.
Используется для оценки стоимости, регулирования рыночных цен и расчетов окупаемости, исходя из прогнозируемой прибыли.
По закону
Порядок определения нормативной цены регламентирован постановлениями правительства РФ. Вопросы, связанные с порядком определения НЦЗ и возможностью применения данной стоимости регулируются на законодательном уровне правовыми актами.
В соответствии с п. 13 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», использование НЦЗ осуществляется, если не установлена кадастровая цена надела.
Стоимость таких наделов не может быть выше их кадастровой стоимости. Если цена участка еще не определена, то она устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Определение нормативной стоимости, используемое в других правовых актах, дается в ст. 25 Закона РФ «О плате за землю». Порядок расчета НЗ и необходимость ее корректировки в конкретном регионе указан в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли». Все нормативные акты периодически подвергаются дополнениям и изменениям.
В 2015 году в Земельном кодексе произошли изменения, некоторые статьи были удалены. Наделы больше не предоставляются в бессрочное пользование или пожизненное наследство.
В 2019 году предоставление участков земли регулируется гл. 6 Земельного кодекса, согласно которой земля из государственного или муниципального фонда предоставляется на основе:
- договоров безвозмездного пользования или аренды;
- договора купли-продажи;
- решения органов власти или ОМСУ в собственность или постоянное пользование бесплатно.
Бесплатное предоставление земли в собственность возможна для лиц, имеющих трех и более детей. Им могут предоставить надел для ИЖС без предварительного согласования места и торгов.
В соответствии с Постановлением Правительства, НЦЗ ежегодно определяется органами исполнительной власти для земель различного целевого назначения по административным районам, оценочным зонам или поселениям.
Органы местного самоуправления вправе уточнять количество и границы оценочных зон, повышать или понижать установленную НЦЗ, но не более чем на 25%.
Продажа земли по нормативной цене
Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, принадлежащие государству или муниципалитету земли, граждане и юридические лица могут приобрести за определенную плату.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стоимость устанавливается органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.
Порядок определения стоимости земли и их оплата устанавливаются в отношении наделов, которые находятся в собственности:
- Субъектов РФ. Устанавливается органами государственной власти.
- Федеральных субъектов. Устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством РФ
- Муниципалитета. Устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно с ст. 38 ЗК РФ, при приобретении государственного земельного участка, собственник вправе сам определять:
- начальную цену участка;
- сумму задатка;
- форму проведения торгов или аукционов.
Продажа участков земли проводится на публичных торгах, кроме случаев, оговоренных в п. 2 ст. 39,3 Земельного Кодекса РФ.
Продать можно только те наделы, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ надела, кроме продажи в собственность гражданам:
- для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ на аукционах;
- без публичных торгов.
Выкупить у муниципалитета или государства можно без торгов те участки, которые:
- образованы из арендованных земель для комплексного освоения территории;
- образованы из участков в садоводческих товариществах;
- предназначены для ведения сельскохозяйственной и фермерской деятельности, а также построены под ИЖС, ЛПХ;
- имеют объекты недвижимости;
- принадлежат некоммерческим организациям (кроме участков общего пользования);
- принадлежат юридическим лицам (кроме тех, что нужны для строительства жилья эконом-класса);
- находятся в бессрочном пользовании или сданы в аренду юридическим лицам по истечению 3 лет действия арендного договора;
- входят в состав Дальневосточного федерального органа;
- в других случаях, согласно в п. 2 ст. 39,3.
Стоимость участка
Стоимость участка земли, который находится в муниципальной или государственной собственности определяется по его кадастровой стоимости без торгов или по результатам публичных торгов.
Правила определения цены без проведения торгов регламентированы постановлением № 279.
НЦЗ в 60% от кадастровой стоимости устанавливается на участки:
- юрлиц, если на земле располагаются объекты регионального или федерального значения;
- под садоводство, ЛПХ, ИЖС, гаражное строительство лиц, являющихся владельцами объектов недвижимости, построенных на этих участках.
НЦЗ в 2,5% от кадастровой стоимости применяется при продаже земли:
- хозяину объектов, расположенных на участке;
- некоммерческим гражданским организациям, которые приобретают землю под комплексное освоение территории для ИЖС.
То есть, под нормативной ценой земли подразумевается нижняя ценовая граница включительно до кадастровой стоимости, по которой проводилась продажа земельного надела без торгов.
Нормативная стоимость формируется уполномоченными органами субъектов федерации с учетом таких факторов:
- уровня рыночной цены;
- ставки налогообложения конкретного региона, исходя из целей использования надела;
- целевого назначения участка.
Кем определяется НЦЗ и как рассчитать
Некоторых землевладельцев интересует, кем и как определяется нормативная цена земли. Нормативная стоимость участка устанавливается исполнительными органами власти на основании зонирования цен, согласно правительственному постановлению № 319.
Разработка основных нормативов возложена на федеральные исполнительные органы и Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Состояние рынка анализирует ОМСУ, а также определяет количество и границы оценочных зон.
Формула расчета нормативной стоимости земли: цена участка равняется размеру ренты, деленному на процент ссуды и умноженному на 100%.
При подсчете нормативного показателя должны соблюдаться определенные условия:

Когда для расчета земельного налога нужно применять нормативную стоимость земли? На самом деле участки земли чаще продаются по кадастровой или рыночной стоимости, превышая нормативную цену. Только в некоторых случаях государственные или муниципальные земли могут продаваться по НЦЗ.
Когда нужна НЦЗ
В каких случаях используется нормативная цена земли? При помощи НЦЗ государство может участвовать в рыночных земельных отношениях и регулировать их.
Нормативная цена используется в качестве стоимости при продаже наделов для индивидуального предпринимательства или при выкупе незастроенных участков земли в населенных пунктах.
НЦЗ нужна также при:

При налогообложении используется обычно рыночная или кадастровая стоимость, и инвентаризационная— при их отсутствии.
Кто выдает справку о нормативной цене земли? При обращении физических и юридических лиц акты установления НЦЗ по рекомендуемой форме выдают районные и городские комитеты по землеустройству.
При составлении акта не учитываются установленные обременения и ограничения, которые носят санитарно-гигиенический, технологический и природоохранный характер. Кадастровую справку можно получить в региональном МФЦ, подав туда запрос.
Отличия рыночной и кадастровой цены
Чем отличается рыночная, кадастровая и нормативная стоимость земли? На участке сначала проводится кадастровая оценка с целью определения его кадастровой цены, включая ежегодную корректировку, которая равняется 7% от величины предыдущего года.
Размер земельного налога осуществляется на основе полученных данных. По этим результатам устанавливается нормативная стоимость земельного участка.
Если кадастровая цена территории неизвестна, и нет времени на проведение оценки, расчет производится на основе рыночной стоимости. Поэтому здесь не имеет значение размер налоговой ставки, но данная процедура должна быть проведена раньше 6 месяцев до даты проведения расчетов НЦЗ и только специалистами с организаций, имеющих на это лицензию.
Если определение нормативной цены проводит собственник надела, то ему придется заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, в зависимости от объема работ, региона, формы отчета.
Рыночная стоимость определяется на конкретную дату, изменяется во времени и зависит:

Нормативная стоимость нужна для отчуждения земель, в отличие от кадастровой цены, которая требуется для определения налоговых вычетов. Проводить кадастровую оценку имеет право только уполномоченные подразделения Росреестра, ее можно узнать на карте их сайта или направив туда специальный запрос.
Кроме сведений о величине кадастровой цены будет предоставлена информация о дате проведения оценки.
При проведении кадастровой оценки учитывается:
- удаленность от города;
- местонахождение;
- популярность района;
- экология и близость к местам отдыха;
- коммуникации;
- инфраструктура;
- площадь;
- категория земли;
- субъективные факторы.
Итак, нормативная цена земли является одним из экономических показателей для выявления величины финансового значения. Определяется НЦЗ на основе кадастровой или рыночной стоимости, при этом никакие льготы или обременения учитываться не должны.
Налоговая ставка для участков земли земель определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. Данный показатель не может превышать предельные значения, прописанные в Налоговом Кодексе. Свою ставку налогообложения можно узнать в региональных нормативных актах.
Можно ли купить земельный участок по нормативной цене
Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земельного участка (ЗУ), зависящий от его местоположения и качества. Он используется:
- для регулирования рыночных цен государством;
- оценки стоимости;
- расчетов, окупятся ли вложения в земельный надел за расчетный период, исходя из прогнозируемой прибыли.
Порядок определения НЦЗ регламентируется постановлениями правительства РФ. В реальности земельные участки продаются чаще по рыночной или кадастровой стоимости, которая превышает нормативную. Однако земли, являющиеся собственностью государства или муниципального образования, в некоторых случаях могут продаваться по нормативной цене. В статье рассмотрим:
- как происходит продажа земельных участков в настоящее время;
- чем нормативная цена отличается от рыночной;
- как определяется нормативная цена земли.
Продажа земельного участка по нормативной цене
Как может быть предоставлена земля
В области возникновения права на землю в земельном кодексе в 2015 году произошли существенные изменения, из-за чего из ЗК РФ были удалены целый ряд статей (ст. 20, 21, 28 — 34, 36, 38 — 39). Так, земля больше не предоставляется в пожизненное наследуемое владение или бессрочное пользование.
В настоящее время предоставление земельных участков регулируется главой 6 Земельного кодекса, вступившей в силу 01.03.2015 г.
Земельный участок из государственного или муниципального фонда может быть предоставлен:
- бесплатно в собственность или постоянное пользование решением органов гос. власти или ОМСУ;
- на основе договора купли-продажи;
- договоров аренды или безвозмездного пользования. ‘
Продажа земли государственной и муниципальной стоимости
Продажа земельных наделов происходит на публичных торгах, за исключением случаев, оговоренных земельным кодексом в ст. 39.3. п. 2 ЗК РФ.
Продаже подлежат только те участки, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ участка, за исключением:
- продажи без публичных торгов;
- продажи земли в собственность гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничество, КФХ на аукционах (ст. 39.18 ЗК).
Без торгов можно выкупить у государства или муниципалитета участки:
- образованные из сданных в аренду или безвозмездное пользование ЗУ для комплексного освоения территории (КОТ):
- юридическим лицам (но не в целях строительства жилья эконом-класса);
- некоммерческим гражданским организациям в целях ИЖС (кроме участков общего пользования);
- образованные из ЗУ в садоводческих/огороднических товариществах (СНТ/ОНТ);
- на которых находятся объекты недвижимости их собственникам;
- находящиеся в бессрочном пользовании у юрлиц;
- для ведения фермерской и с/х деятельности на основании закона “Об обороте земель”;
- на землях сельхозназначения, предоставленные для с/х производства гражданам и юрлицам в аренду после истечения трех лет действия арендного договора;
- для ИЖС, ЛПХ, ведения садоводства, огородничества гражданам и КФХ;
- входящие в состав ДФО (Дальневосточного фед. органа);
- в иных случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 39.3.
По какой цене происходит продажа участка
Продажная цена земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности определяется:
- по результатам публичных торгов;
- по его кадастровой стоимости (КС), если продажа осуществлялась без торгов или другой цене, установленной федеральными исполнительными органам (при этом цена продаваемого участка не может быть выше кадастровой стоимости).
Правила определения цены ЗУ без проведения торгов установлены постановлением № 279 от 26.03.2015 г.
Нормативная цена в 60 % от КС устанавливается:
- на участки под ЛПХ, ИЖС, садоводство, гаражное строительство граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости, которые находятся на этих ЗУ;
- на участки юридических лиц, с расположенными на них объектами федерального (регионального) значения, собственниками которых они являются.
Нормативная цена земельного участка в 2.5 % КС применяется при продаже ЗУ:
- некоммерческой гражданской организации, приобретающей надел в целях КОТ для ИЖС;
- собственнику объектов, расположенных на землях, введенных в оборот, при условии возникновения права собственности в период изъятия из оборота ЗУ, либо ограничения в обороте не позже 01.07.2012 г.
Таким образом под нормативной стоимостью земли, находящейся в гос./мун. собственности, понимается обычно нижняя ценовая граница до кадастровой стоимости включительно, по которой осуществляется продажа участков без торгов.
Как определяется нормативная цена земли
Нормативная цена земли устанавливается ежегодно исполнительными органами власти субъектов РФ на основании ценового зонирования (правительственное постановление № 319 от 1997 г.) и закона “О плате за землю”.
- ОМСУ анализирует состояние рынка, определяет количество оценочных зон и их границы и вправе изменить нормативную цену, но не более чем на 25%.
- НЦЗ не должна быть выше 75% рыночной стоимости земельных участков аналогичного типа и ВРИ.
- Комитеты по землеустройству (районные/городские) обязаны выдавать гражданам документы о нормативной стоимости ЗУ.
- Разработка основных нормативов по определению НЦЗ и ценовых зон возложена на Госкомитет РФ по землеустройству и зем. ресурсам и федеральные исполнительные органы.
В каких случаях нужна нормативная цена земли
Нормативная цена используется:
- при расчете окупаемости земельного участка;
- передаче ЗУ в собственность бесплатно;
- продаже участков без проведения торгов;
- распределении долей при наследовании;
- при разделе общей совместной и долевой собственности;
- дарении;
- передаче земельного участка в залог и в др. случаях.
При налогообложении, обычно используется не нормативная цена земли, а кадастровая или рыночная, а при их отсутствии — инвентаризационная.