Закон о выделении земельных участков казачьим обществам - Юридическое Бюро Advokat-Bondarenko.Ru
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о выделении земельных участков казачьим обществам

Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667
«Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования»

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2014 г. N 1090 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 2015 г.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования.

Финансирование проектно-изыскательских работ по формированию указанного целевого земельного фонда и предоставлению из него земельных участков казачьим обществам и их членам, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых на землеустройство.

Положение
о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996г. N 667)

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы», а также с учетом Указов Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 25, ст.1429) и от 15 марта 1993 г. N 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 12, ст.993), регламентирующих вопрос предоставления казачьим обществам земельных участков.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 21 марта 2005 г. N 316 Указ Президента РФ от 15 марта 1993 г. N 341 признан утратившим силу

2. Настоящее Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее именуется — целевой земельный фонд) в соответствии с Временным положением о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3359).

3. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ.

Целевой земельный фонд формируется с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.

Целевой земельный фонд может создаваться за счет:

б) земель фонда перераспределения;

в) земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

4. Земельные участки, находящиеся в приграничных районах Российской Федерации в пределах пограничной зоны, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», включаются в целевой земельный фонд по согласованию с органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

5. При формировании целевого земельного фонда не должны нарушаться права граждан, не являющихся членами казачьих обществ, на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству:

принимают решение о создании целевого земельного фонда;

определяют состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда;

принимают решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.

7. Режим использования земель, включенных в целевой земельный фонд, должен предусматривать следующие условия:

предоставление земельных участков казачьим обществам и их членам для целей, определенных настоящим Положением, в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

соблюдение ранее установленных специальных режимов использования земель;

возможность предоставления земельных участков до их востребования для нужд казачьих обществ гражданам, не являющимся членами казачьих обществ, и юридическим лицам во временное пользование или краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

8. Земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества:

а) хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае:

для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования — на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования — исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель;

б) членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность или пожизненное наследуемое владение — по нормам, установленным органами местного самоуправления.

Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 3023, в «Российской газете» от 30 июля 1996 г.

Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2014 г. N 1090 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ КАЗАЧЬИМ ОБЩЕСТВАМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И РЕЖИМЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы», а также с учетом Указов Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 25, ст. 1429) и от 15 марта 1993 г. N 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 993), регламентирующих вопрос предоставления казачьим обществам земельных участков.

2. Настоящее Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее именуется — целевой земельный фонд) в соответствии с Временным положением о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3359).

3. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ.

Целевой земельный фонд формируется с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.

Целевой земельный фонд может создаваться за счет:

а) земель запаса;

б) земель фонда перераспределения;

в) земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

4. Земельные участки, находящиеся в приграничных районах Российской Федерации в пределах пограничной зоны, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», включаются в целевой земельный фонд по согласованию с органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

5. При формировании целевого земельного фонда не должны нарушаться права граждан, не являющихся членами казачьих обществ, на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству:

принимают решение о создании целевого земельного фонда;

определяют состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда;

принимают решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.

7. Режим использования земель, включенных в целевой земельный фонд, должен предусматривать следующие условия:

Читать еще:  Как разделить земельный участок под многоквартирными домами

предоставление земельных участков казачьим обществам и их членам для целей, определенных настоящим Положением, в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

соблюдение ранее установленных специальных режимов использования земель;

возможность предоставления земельных участков до их востребования для нужд казачьих обществ гражданам, не являющимся членами казачьих обществ, и юридическим лицам во временное пользование или краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

8. Земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества:

а) хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае:

для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования — на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования — исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель;

б) членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность или пожизненное наследуемое владение — по нормам, установленным органами местного самоуправления.

Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Казаки: в борьбе за землю

Земельный вопрос для казачества – исторически краеугольный камень. Казаки несли военную службу и обеспечивали себя провиантом, выращенным ими на землях, которые им предоставлялись государством вместо оплаты за военную службу. Но так было раньше, до 1917 года. Как дело обстоит сейчас, в исследовании КАВПОЛИТА.

Земля – мать родна

Впрочем, в штабе ТКВО уверяют, что сельское хозяйство и сегодня, в 21 веке – основной вид экономической деятельности казаков. Но без земли-матушки казачий агропром чахнет.

Нельзя сказать, что власти не пытались наделить земельными активами казаков.

Еще в 1996 году Правительство РФ приняло постановление от 08 июня за № 667 «Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования».

В документе определено, что целевой земельный фонд (ЦЗФ) создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ. Положением, в частности, предусматривалось, что ЦЗФ может создаваться за счет земель запаса, земель фонда перераспределения. А также земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством.

Предполагалось, что из сформированного ЦЗФ земельные участки будут предоставляться казачьим обществам на праве постоянного пользования для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Нераспределенная же часть земель ЦЗФ переходила в казачий войсковой резерв. Дальнейшее их использование могло осуществляться по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Однако ни федеральные, ни региональные законодатели не смогли до конца решить вопрос по наделению казачества землей. В частности, на территории дислокации ТВКО данное постановление Правительства Российской Федерации в какой-то степени было выполнено лишь в Ставропольском окружном казачьем обществе ТВКО.

Об этой попытке можно судить по документам. Соответствующее губернаторское постановление от 27 августа 1999 г. № 542 как раз и носило название «О формировании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Худо-бедно, но ЦЗФ все же был сформирован. Общая площадь вошедших в него сельхозугодий составила 43703 га, в том числе 24612 га пашни. Из этого массива земельные участки сельскохозяйственного назначения передавались казачьим обществам на праве постоянного пользования для коллективного производства сельскохозяйственной продукции.

Впоследствии выяснилось, что администрации муниципальных районов включали в ЦЗФ в основном земли низкого качества, избавлялись, так сказать, от непрофильных активов. Так, например, администрация Нефтекумского района включила в ЦЗФ 8 тыс. га отгонных пастбищ, которыми пользовались жители Дагестана. Примерно та же история приключилась в Андроповском, Арзгирском, Грачевском районах. В Красногвардейском и Ипатовском районах постановление главы края и вовсе проигнорировали.

По этим причинам в течение последующих 4 лет только 37 казачьих обществ Ставропольского окружного казачьего общества ТВКО взяли из ЦЗФ лишь 14351 га сельхозугодий, из них 12662 га пашни. От остальной части земель ЦЗФ общей площадью 29352 га казачьи общества отказались ввиду невозможности их использования по назначению. Вместе с тем, в соответствии с п.2 и п.5 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из районных фондов перераспределения земель эти же казачьи общества смогли получить дополнительно 3149 га сельхозугодий.

Отметим, что означенный целевой земельный фонд формировался на основе предложений районных и территориальных государственных администраций Ставропольского края, но почему-то без учета мнения казачьих обществ. Что, в общем-то, странно. Почему? Да потому что контролировал исполнение документа тогда секретарь совета по экономической и общественной безопасности, он же атаман Терского казачьего войска Василий Бондарев. Но это совсем другая история.

Гладко только на бумаге

В начале «нулевых», в 2001 году, в России вступил в силу новый земельный Кодекс. И в этом документе формирование ЦЗФ для предоставления земель казачьим обществам не предусматривается. Постановление Губернатора Ставропольского края от 29 мая 2003 г. № 247 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ставропольского края» постановление Губернатора Ставропольского края от 27.08.1999 г. № 542 «О формировании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» было признано утратившим силу. Однако права казачьих обществ на земельные участки, предоставленные из ЦЗФ в соответствии с данным постановлением, сохранились.

Так бесславно закончилась попытка законодательно утвердить наделение казачьих обществ землей для организации коллективного производства сельхозпродукции и использования прибыли на уставные нужды казачьего общества.

В новом земельном законодательстве казачьи общества как участники земельных отношений вообще не упоминаются. В настоящее время земли сельхозназначения выделяются казачьим обществам практически на общих основаниях. В правовой базе, как на федеральном, так и на региональном уровне, механизм и порядок оказания государственной поддержки казачьим обществам и казачьим хозяйствам практически отсутствуют.

И только один Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ст. 10 определил основание, по которому казачьим обществам могут передаваться участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, – это аренда. Кроме того п.2 и п.5 ст. 10 этого же закона предусматривается право передачи земельных участков казачьим обществам без проведения торгов.

Однако для организации сельскохозяйственного производства с «нуля» мало иметь землю, нужны еще и денежные средства для приобретения необходимых материалов, энергоресурсов и технических средств, потому казачьи общества нуждаются в государственной поддержке.

Слабые попытки «поддержать штаны» терским казакам были. Так, еще в июне 1997 года была организована Ассоциация казачьих хозяйств Ставропольского края, которой выделялись краевые бюджетные субсидии на развитие экономического потенциала казачьих обществ: в 1997-2001 гг. – всего 2,85 млн. руб., в 2002 – 2005гг. – ежегодно по 1,00 млн. руб., в 2006 – 2008 гг. – ежегодно по 1,5 млн. руб.

Ассоциация передавала фермерам-казакам субсидии и контролировала их использование по целевому назначению: на закупку для казачьих обществ семян зерновых культур, горюче-смазочных материалов, удобрений. По окончанию уборочных работ фермеры передавали казачьим обществам в собственность 10 процентов выращенного урожая.

Но выделяемых средств, как оказалось, было слишком мало для организации эффективного коллективного сельскохозяйственного производства силами и средствами самих казачьих обществ.В 2009 г. Ассоциация казачьих хозяйств Ставропольского края приказала долго жить.

Сейчас казачья экономика государством и регионами не поддерживается. Именно поэтому казачьи общества вынуждены сдавать землю субарендаторам. В чем не так давно обвинял терцев врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров.

Непринятый закон

В Республиках Северо-Кавказского федерального округа, в которых также есть отделы ТВКО, с казачьей землей и того хуже.

Так, в Кабардино-Балкарской Республике казакам Прохладненского городского казачьего общества выделен земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 49,2 га и в городе Прохладном земельный участок площадью 0,3 га для организации рыночной торговли. Казакам Пришибского городского казачьего общества для сельхозработ выделен земельный участок площадью 35 га. В Республике Северная Осетия – Алания казакам Ардонского станичного казачьего общества выделен земельный участок площадью 50 га. В Республике Дагестан и Чеченской Республике земли сельхозназначения вообще не выделялись. Бюджетное финансирование деятельности казачьих обществ, внесенных вГосударственный реестр, до настоящего времени или отсутствует, или же имеет мизерные объемы.

Есть ли шанс у казачества возродить свои аграрные традиции? Вот вопрос, которым сегодня задаются многие представители этого общества. Ведь сейчас казаки – все больше охраннники да дружинники. Фермеров среди них почти нет. И законодатели только закрепляют за ними статус полувоенизированной структуры, нисколько не заботясь о сохранении самобытной казачьей культуры.

Напоследок еще один пример. В 2008 году президент Дмитрий Медведев утвердил «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», представляющую собой «систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления . в отношении российского казачества».

Читать еще:  Программа молодой специалист 2020 официальный сайт

В принятой «Концепции» речь идет в основном о создании «условий для возрождения государственной службы российского казачества». Но, ни слова не говорится о возрождении национальных традиций казачества.

По мнению казаков, в частности врио войскового атамана Василия Бондарева, дальнейшее развитие казачьего движения сдерживается отсутствием Федерального закона «О казачестве», который бы закрепил вопросы казачьего землевладения и землепользования. Этот закон не только создал бы нормативную базу для понимания сути казачества, но и позволил бы решить вопрос о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области становления и развития казачества.

Члены казачьих обществ готовы трудиться на предоставленной им земле. Но для этого им нужна государственная поддержка в виде предоставления бюджетных субсидий и льготного кредитования под гарантию региональных правительств для закупки по лизингу технических средств, сельскохозяйственных животных, семян, энергетических ресурсов и прочих материалов с предоставлением казачьим обществам отсрочки выплаты этих кредитов на 5-летний срок.

Это могло бы способствовать становлению казачьих обществ в качестве сельхозтоваропроизводителей на начальном этапе развития. А впоследствии земледельцы-казаки пользовались бы льготами, предусмотренными федеральными и региональными целевыми программами для сельхозтоваропроизводителей. На общих, так сказать, основаниях.

Вопрос экономического развития казачьих обществ ТВКО остается сложным и от его решения зависит во многом не только благосостояние казачества, но и стабильность на Кавказе в целом.

ТВКО дислоцируется на территории Северо-Кавказского федерального округа, т. е. на землях, которые до 1917 года входили в Терскую область. ТВКО объединяет 5 окружных казачьих обществ: Аланское республиканское окружное казачье общество (Республика Северная Осетия – Алания) в составе 25 первичных казачьих обществ, Кизлярское окружное казачье общество (Республика Дагестан) в составе 21 первичных казачьих обществ, Терско-Малкинское окружное казачье общество (Кабардино-Балкарская Республика) в составе 14 первичных казачьих обществ, Терско-Сунженское окружное казачье общество (Чеченская Республика) в составе 7 первичных казачьих обществ, Ставропольское окружное казачье общество (Ставропольский край) в составе 157 первичных казачьих обществ. Всего в ТВКО по состоянию на 01.01.2014 г. действует 224 первичных казачьих обществ, в том числе: 23 районных, 99 станичных и городских, 102 хуторских казачьих обществ общей численностью 30443 чел.

На 01 января 2014 года Ставропольское окружное казачье общество ТВКО объединяет 157 первичных казачьих обществ, в том числе: 15 районных, 47 станичных и городских, 94 хуторских казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и зарегистрированных в качестве юридических лиц с организационно-правовой формой «некоммерческие организации». Общая численность членов казачьих обществ составляет 14737 чел. У 46 первичных казачьих обществ находятся в аренде 38,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Одно казачье общество имеет в собственности 405 га пашни. Казачьи общества выплачивают ежегодно муниципальным образованиям за предоставленные им в аренду земли около 16 млн. руб. за счет средств, полученных в размере 10 процентов стоимости урожая, выращенного субарендаторами.

Об утверждении Положения «О порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования»

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования.

Финансирование проектно-изыскательских работ по формированию указанного целевого земельного фонда и предоставлению из него земельных участков казачьим обществам и их членам, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых на землеустройство.

Председатель Правительства Российской Федерации

В.Черномырдин

Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы», а также с учетом Указов Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 25, ст. 1429) и от 15 марта 1993 г. N 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 993), регламентирующих вопрос предоставления казачьим обществам земельных участков.

2. Настоящее Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее именуется — целевой земельный фонд) в соответствии с Временным положением о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3359).

3. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ. Целевой земельный фонд формируется с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.

Целевой земельный фонд может создаваться за счет:

а) земель запаса;

б) земель фонда перераспределения;

в) земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

4. Земельные участки, находящиеся в приграничных районах Российской Федерации в пределах пограничной зоны, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», включаются в целевой земельный фонд по согласованию с органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

5. При формировании целевого земельного фонда не должны нарушаться права граждан, не являющихся членами казачьих обществ, на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству:

принимают решение о создании целевого земельного фонда;

определяют состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда;

принимают решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд;

устанавливают режим их использования.

7. Режим использования земель, включенных в целевой земельный фонд, должен предусматривать следующие условия:

предоставление земельных участков казачьим обществам и их членам для целей, определенных настоящим Положением, в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

соблюдение ранее установленных специальных режимов использования земель;

возможность предоставления земельных участков до их востребования для нужд казачьих обществ гражданам, не являющимся членами казачьих обществ, и юридическим лицам во временное пользование или краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

8. Земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества:

а) хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае:

для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования — на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования — исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель;

б) членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность или пожизненное наследуемое владение — по нормам, установленным органами местного самоуправления. Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Казаки: в борьбе за землю

Земельный вопрос для казачества – исторически краеугольный камень. Казаки несли военную службу и обеспечивали себя провиантом, выращенным ими на землях, которые им предоставлялись государством вместо оплаты за военную службу. Но так было раньше, до 1917 года. Как дело обстоит сейчас, в исследовании КАВПОЛИТА.

Земля – мать родна

Впрочем, в штабе ТКВО уверяют, что сельское хозяйство и сегодня, в 21 веке – основной вид экономической деятельности казаков. Но без земли-матушки казачий агропром чахнет.

Нельзя сказать, что власти не пытались наделить земельными активами казаков.

Еще в 1996 году Правительство РФ приняло постановление от 08 июня за № 667 «Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования».

В документе определено, что целевой земельный фонд (ЦЗФ) создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ. Положением, в частности, предусматривалось, что ЦЗФ может создаваться за счет земель запаса, земель фонда перераспределения. А также земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством.

Предполагалось, что из сформированного ЦЗФ земельные участки будут предоставляться казачьим обществам на праве постоянного пользования для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Нераспределенная же часть земель ЦЗФ переходила в казачий войсковой резерв. Дальнейшее их использование могло осуществляться по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Читать еще:  Характеристика семьи учащегося образец на благополучную семью

Однако ни федеральные, ни региональные законодатели не смогли до конца решить вопрос по наделению казачества землей. В частности, на территории дислокации ТВКО данное постановление Правительства Российской Федерации в какой-то степени было выполнено лишь в Ставропольском окружном казачьем обществе ТВКО.

Об этой попытке можно судить по документам. Соответствующее губернаторское постановление от 27 августа 1999 г. № 542 как раз и носило название «О формировании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Худо-бедно, но ЦЗФ все же был сформирован. Общая площадь вошедших в него сельхозугодий составила 43703 га, в том числе 24612 га пашни. Из этого массива земельные участки сельскохозяйственного назначения передавались казачьим обществам на праве постоянного пользования для коллективного производства сельскохозяйственной продукции.

Впоследствии выяснилось, что администрации муниципальных районов включали в ЦЗФ в основном земли низкого качества, избавлялись, так сказать, от непрофильных активов. Так, например, администрация Нефтекумского района включила в ЦЗФ 8 тыс. га отгонных пастбищ, которыми пользовались жители Дагестана. Примерно та же история приключилась в Андроповском, Арзгирском, Грачевском районах. В Красногвардейском и Ипатовском районах постановление главы края и вовсе проигнорировали.

По этим причинам в течение последующих 4 лет только 37 казачьих обществ Ставропольского окружного казачьего общества ТВКО взяли из ЦЗФ лишь 14351 га сельхозугодий, из них 12662 га пашни. От остальной части земель ЦЗФ общей площадью 29352 га казачьи общества отказались ввиду невозможности их использования по назначению. Вместе с тем, в соответствии с п.2 и п.5 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из районных фондов перераспределения земель эти же казачьи общества смогли получить дополнительно 3149 га сельхозугодий.

Отметим, что означенный целевой земельный фонд формировался на основе предложений районных и территориальных государственных администраций Ставропольского края, но почему-то без учета мнения казачьих обществ. Что, в общем-то, странно. Почему? Да потому что контролировал исполнение документа тогда секретарь совета по экономической и общественной безопасности, он же атаман Терского казачьего войска Василий Бондарев. Но это совсем другая история.

Гладко только на бумаге

В начале «нулевых», в 2001 году, в России вступил в силу новый земельный Кодекс. И в этом документе формирование ЦЗФ для предоставления земель казачьим обществам не предусматривается. Постановление Губернатора Ставропольского края от 29 мая 2003 г. № 247 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ставропольского края» постановление Губернатора Ставропольского края от 27.08.1999 г. № 542 «О формировании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» было признано утратившим силу. Однако права казачьих обществ на земельные участки, предоставленные из ЦЗФ в соответствии с данным постановлением, сохранились.

Так бесславно закончилась попытка законодательно утвердить наделение казачьих обществ землей для организации коллективного производства сельхозпродукции и использования прибыли на уставные нужды казачьего общества.

В новом земельном законодательстве казачьи общества как участники земельных отношений вообще не упоминаются. В настоящее время земли сельхозназначения выделяются казачьим обществам практически на общих основаниях. В правовой базе, как на федеральном, так и на региональном уровне, механизм и порядок оказания государственной поддержки казачьим обществам и казачьим хозяйствам практически отсутствуют.

И только один Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ст. 10 определил основание, по которому казачьим обществам могут передаваться участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, – это аренда. Кроме того п.2 и п.5 ст. 10 этого же закона предусматривается право передачи земельных участков казачьим обществам без проведения торгов.

Однако для организации сельскохозяйственного производства с «нуля» мало иметь землю, нужны еще и денежные средства для приобретения необходимых материалов, энергоресурсов и технических средств, потому казачьи общества нуждаются в государственной поддержке.

Слабые попытки «поддержать штаны» терским казакам были. Так, еще в июне 1997 года была организована Ассоциация казачьих хозяйств Ставропольского края, которой выделялись краевые бюджетные субсидии на развитие экономического потенциала казачьих обществ: в 1997-2001 гг. – всего 2,85 млн. руб., в 2002 – 2005гг. – ежегодно по 1,00 млн. руб., в 2006 – 2008 гг. – ежегодно по 1,5 млн. руб.

Ассоциация передавала фермерам-казакам субсидии и контролировала их использование по целевому назначению: на закупку для казачьих обществ семян зерновых культур, горюче-смазочных материалов, удобрений. По окончанию уборочных работ фермеры передавали казачьим обществам в собственность 10 процентов выращенного урожая.

Но выделяемых средств, как оказалось, было слишком мало для организации эффективного коллективного сельскохозяйственного производства силами и средствами самих казачьих обществ.В 2009 г. Ассоциация казачьих хозяйств Ставропольского края приказала долго жить.

Сейчас казачья экономика государством и регионами не поддерживается. Именно поэтому казачьи общества вынуждены сдавать землю субарендаторам. В чем не так давно обвинял терцев врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров.

Непринятый закон

В Республиках Северо-Кавказского федерального округа, в которых также есть отделы ТВКО, с казачьей землей и того хуже.

Так, в Кабардино-Балкарской Республике казакам Прохладненского городского казачьего общества выделен земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 49,2 га и в городе Прохладном земельный участок площадью 0,3 га для организации рыночной торговли. Казакам Пришибского городского казачьего общества для сельхозработ выделен земельный участок площадью 35 га. В Республике Северная Осетия – Алания казакам Ардонского станичного казачьего общества выделен земельный участок площадью 50 га. В Республике Дагестан и Чеченской Республике земли сельхозназначения вообще не выделялись. Бюджетное финансирование деятельности казачьих обществ, внесенных вГосударственный реестр, до настоящего времени или отсутствует, или же имеет мизерные объемы.

Есть ли шанс у казачества возродить свои аграрные традиции? Вот вопрос, которым сегодня задаются многие представители этого общества. Ведь сейчас казаки – все больше охраннники да дружинники. Фермеров среди них почти нет. И законодатели только закрепляют за ними статус полувоенизированной структуры, нисколько не заботясь о сохранении самобытной казачьей культуры.

Напоследок еще один пример. В 2008 году президент Дмитрий Медведев утвердил «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», представляющую собой «систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления . в отношении российского казачества».

В принятой «Концепции» речь идет в основном о создании «условий для возрождения государственной службы российского казачества». Но, ни слова не говорится о возрождении национальных традиций казачества.

По мнению казаков, в частности врио войскового атамана Василия Бондарева, дальнейшее развитие казачьего движения сдерживается отсутствием Федерального закона «О казачестве», который бы закрепил вопросы казачьего землевладения и землепользования. Этот закон не только создал бы нормативную базу для понимания сути казачества, но и позволил бы решить вопрос о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области становления и развития казачества.

Члены казачьих обществ готовы трудиться на предоставленной им земле. Но для этого им нужна государственная поддержка в виде предоставления бюджетных субсидий и льготного кредитования под гарантию региональных правительств для закупки по лизингу технических средств, сельскохозяйственных животных, семян, энергетических ресурсов и прочих материалов с предоставлением казачьим обществам отсрочки выплаты этих кредитов на 5-летний срок.

Это могло бы способствовать становлению казачьих обществ в качестве сельхозтоваропроизводителей на начальном этапе развития. А впоследствии земледельцы-казаки пользовались бы льготами, предусмотренными федеральными и региональными целевыми программами для сельхозтоваропроизводителей. На общих, так сказать, основаниях.

Вопрос экономического развития казачьих обществ ТВКО остается сложным и от его решения зависит во многом не только благосостояние казачества, но и стабильность на Кавказе в целом.

ТВКО дислоцируется на территории Северо-Кавказского федерального округа, т. е. на землях, которые до 1917 года входили в Терскую область. ТВКО объединяет 5 окружных казачьих обществ: Аланское республиканское окружное казачье общество (Республика Северная Осетия – Алания) в составе 25 первичных казачьих обществ, Кизлярское окружное казачье общество (Республика Дагестан) в составе 21 первичных казачьих обществ, Терско-Малкинское окружное казачье общество (Кабардино-Балкарская Республика) в составе 14 первичных казачьих обществ, Терско-Сунженское окружное казачье общество (Чеченская Республика) в составе 7 первичных казачьих обществ, Ставропольское окружное казачье общество (Ставропольский край) в составе 157 первичных казачьих обществ. Всего в ТВКО по состоянию на 01.01.2014 г. действует 224 первичных казачьих обществ, в том числе: 23 районных, 99 станичных и городских, 102 хуторских казачьих обществ общей численностью 30443 чел.

На 01 января 2014 года Ставропольское окружное казачье общество ТВКО объединяет 157 первичных казачьих обществ, в том числе: 15 районных, 47 станичных и городских, 94 хуторских казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и зарегистрированных в качестве юридических лиц с организационно-правовой формой «некоммерческие организации». Общая численность членов казачьих обществ составляет 14737 чел. У 46 первичных казачьих обществ находятся в аренде 38,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Одно казачье общество имеет в собственности 405 га пашни. Казачьи общества выплачивают ежегодно муниципальным образованиям за предоставленные им в аренду земли около 16 млн. руб. за счет средств, полученных в размере 10 процентов стоимости урожая, выращенного субарендаторами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector